По мнению фермеров, экстренная помощь Евросоюза имеет лишь краткосрочный эффект, а парламентская оппозиция утверждает, что без возобновления торговых отношений с Россией кризис вообще не удастся преодолеть. По данным Министерства по делам сельской жизни, закупочная цена на сырьевое молоко за три квартала 2015 г. упала на 32%. Последний подобный спад был отмечен 6 лет назад – во время кризиса в сельскохозяйственном секторе в 2009 г., сообщила “Актуальная камера”.
В Центральном союзе фермеров Эстонии заявили о том, что надежды на повышение цен в начале 2016 г. не оправдались и что сложившаяся ситуация в наибольшей степени угрожает малым производителям. “Эта ситуация наиболее опасна для небольших производителей. Мы думали, что в начале года цены на молоко начнут повышаться, но сейчас этого прогноза больше нет. Последние аукционы показывают, что мы еле-еле удерживаем уровень действующей цены. Это где-то 23 евроцента. Но это в среднем. Хотя есть и те, для кого эта цена уже 20 евроцентов”, – сказал президент Центрального союза фермеров Эстонии Юхан Сяргава.
Министр по делам сельской жизни Урмас Круузе утверждает, что государство предпринимает активные попытки переориентировать местную молочную продукцию на азиатские рынки. В этом году при поддержке ЕС фермеры могут получить финансовую помощь на продвижение и рекламу своих товаров в странах третьего мира. Общий бюджет данной программы составляет 116 млн. евро.
“У фермеров есть возможность получить поддержку для переработки молока в дальнейшую продукцию, например, в масло или молочный порошок. На эти товары спрос сохраняется. Мы заинтересованы в продолжении помощи в рамках данной программы и в текущем году. В случае согласия, мы готовы продлить ее срок до осени”, – сказал Круузе.
По словам министра, основным партнером эстонских молочников в этом году может стать Китай – соответствующий договор с КНР наша страна должна подписать уже весной. Однако, как отмечают фермеры, на переход от соглашения к реальному экспорту могут потребоваться месяцы.
Между тем парламентская оппозиция утверждает, что решение вопроса снова упирается в возобновление торговых отношений с Россией. “Цена (на молоко) все равно не вырастет, а может даже еще немножко упасть, поскольку немалое количество средств отнимает сама логистика. Есть разница, отправлять молочную продукцию в Ленинградскую область – за 130 км от границы, или в Японию”, – пояснил член комиссии Рийгикогу по делам сельской жизни Мартин Репинский (Центристская партия).
По словам Репинского, многие местные производители молока уже вынуждены продавать свои земли, чтобы удержаться на плаву. По данным Департамента статистики, сегодня в молочном секторе Эстонии представлены примерно 25 предприятий и ферм, т. е. примерно 20% от общего числа крупных предприятий с число работников от 100 человек. (dairynews.ru/ Пищепром Украины и мира)