В алматинских супермаркетах Magnum и Silk Way в Алматы на полках с вывеской “Сделано в Казахстане” выставлен товар из России и Беларуси. Республиканскую акцию “Сделано в Казахстане” инициировали активисты Общенационального движения “Казахстан-2050”. Суть акции в том, что секции с продукцией отечественных производителей отмечают в супермаркетах ярлыками с надписью “Сделано в Казахстане”. Акция призвана выделить казахстанскую продукцию, сделать ее более привлекательной для покупателей и поддержать отечественных производителей.

Поддержать отечественных производителей призвал и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании правительства 11 февраля. Этому предшествовали заявления казахстанских бизнесменов о том, что они испытывают сильную конкуренцию со стороны российских и белорусских производителей после начала функционирования ЕАЭС и девальвации рубля.

Российский товар на казахский мотив

Однако покупатели, решившие поддержать отечественных производителей, рискуют принести прибыль их конкурентам из стран-партнеров по ЕАЭС. Обозреватель Forbes.kz Виктор Бурдин обнаружил в супермаркете Magnum в ТРЦ Maxima, на полках, помеченных ярлыком “Сделано в Казахстане”, влажные салфетки “Ас ату”. Несмотря на упаковку в традиционном казахском стиле, на самом деле эти салфетки произведены российским ООО “Коттон Клаб”. Директор департамента маркетинга и рекламы торгового комплекса Magnum Cash & Carry Виктор Горегляд пояснил Forbes.kz, что причиной несоответствия стал “человеческий фактор”. “Сотрудник отдела, увидев на упаковке салфеток казахстанкий дизайн и название “Ас ату”, ошибочно выставил ценник с дизайном “Сделано в Казахстане”, – объяснил он.

С продавца, допустившего ошибку, взяли объяснительную и провели с ним работу “по улучшению качества выполнения возложенных обязанностей и предотвращению подобных ситуаций в будущем”, подчеркнул Виктор Горегляд.

В супермаркете Silk Way на пересечении улиц Толе би и Наурызбай батыра на полках, помеченных ярлыками акции, мы обнаружили упаковки рафинированного сахара с изображением гор, орла и казахского национального орнамента и броской надписью KazProducts. Однако на обратной стороне упаковки указано, что сахар произведен в Беларуси, а KazProducts – название официального дистрибутора белорусского сахара в РК. Кроме того, на полках с молочной продукцией ярлыком “Сделано в Казахстане” помечен известный российский брэнд “Простоквашино”. Рядом – сырный продукт “Фетакса”, производителем которого на упаковке значится ООО “Хохланд Руссланд”, Россия. Ответственность за несоответствие товаров указателям маркетолог сети супермаркетов Silk Way Аида Магзи возложила на покупателей:

– Покупатели нашего супермаркета, рассматривая товар, передвигают его, поэтому указатели и не соответствуют.

– Но ведь покупатели не могут передвинуть весь товар одного производителя на другое место и аккуратно его там расставить.

– Покупатели переклеивают указатели с надписью “Сделано в Казахстане”.

– То есть покупатели отклеивают указатели и приклеивают их на другие места?

– (Смеется) Иногда они (указатели) закрывают ценники. И покупатели, чтобы увидеть ценник, отклеивают указатель и приклеивают его где-нибудь рядом. Но мы уже все ярлыки переклеили и теперь будем жестко контролировать, чтобы они были на нужных местах.

– Как будете контролировать?

– Теперь супервайзеры будут постоянно следить за этим. Понимаю, то, что случилось в нашем магазине, неприятно, но это человеческий фактор.

О нарушениях знают не все

Медиадиректор общенационального движения “Казахстан 2050” Канат Ауесбай рассказал Forbes.kz, что такие случаи активистам известны. “Действительно, в некоторых магазинах на специально выделенных полках “Сделано в Казахстане” выставляется продукция, произведенная в других странах. Наши активисты фиксируют такие нарушения и делают замечания самим ретейлерам. Они также документируют нарушения (делают фотографии) и собираются отправить эти фотографии в Общество защиты прав потребителей”, – сообщил он. Канат Ауесбай рассказал, что активисты проводят комплексное исследование, в котором собирают информацию о торговых точках-нарушителях. “Исследование будет презентовано в мае 2015. Пока в интересах исследования движение не может назвать эти торговые точки”, – подчеркнул он. В Комитете по защите прав потребителей Министерства национальной экономики РК сообщили Forbes.kz, что к ним жалоб о нарушении акции не поступало, и они пока не могут сказать, какое наказание повлечет за собой такое нарушение.

В январе 2015 г. первый заместитель премьер-министра РК Бакытжан Сагинтаевзаявил, что на аренду в супермаркетах торговых полок для отечественных товаров будет выделен 1 млрд. тенге. В феврале заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей “Атамекен” Нуржан Альтаев сообщил, что крупные ретейлеры готовы предоставить полки бесплатно. (forbes.kz/Пищепром Украины и мира)

 

Добавить комментарий