Для производителей и ретейлеров, похоже, есть хорошие новости: на потребительском рынке набирает популярность тренд вести правильный образ жизни и питаться здоровыми продуктами, который можно с успехом капитализировать. Включите телевизор, радио или откройте интернет, и обязательно наткнетесь на очередную порцию информации о правильном питании, комплексе физических упражнений или о том, как сбросить лишние килограммы. Согласно последнему отчету Nielsen Global Healthand Wellness Report, половина потребителей в мире озабочены своим весом.
Основное орудие худеющих – это диета и физические упражнения, что само по себе не новость. Что действительно меняется, так это подход к выбору продуктов в мага-зине. Предыдущая волна здорового питания (которая наблюдалась в Казахстане, России, Украине, в Беларуси в начале и середине 2000-х) была ознаменована появлением всевозможных “легких” продуктов. Однако теперь эта тен-денция трансформируется в новую: на фоне диджитализации потребители становятся гораздо более образованными и внимательными в вопросах продуктов питания и их состава. Среди наиболее распространенных потребительских предпочтений – во-первых, “возвращение к натуральному”.
Натуральные ингредиенты, без ГМО, искусственных красителей и ароматизаторов, становятся все более популярными. В среднем в мире от 36 до 43% опрошенных называют этот критерий как наиболее важный.
Во-вторых, люди хотят меньше холестерина, соли, соды, сахара, глютена, кофеина, жиров и калорий, возможность контролировать порцию. Об этом говорят 21-38% респондентов. В-третьих, они желают больше клетчатки, белков, кальция, витаминов, минералов, ненасыщенных жиров и т. д. (25-36% опрошенных). И, в-четвертых, для покупателей важна социальная ответственность – экологически чистое производство, отсутствие пестицидов и химических удобрений, использование местных ингредиентов (26-35%).
Проще говоря, люди хотят приобретать натуральную, здоровую, полезную пищу и – самая главная новость для производителей и ретейлеров – готовы платить за многие из означенных критериев.
При этом наибольшее число таких респондентов выявлено в развивающихся странах Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки. И чем моложе потребители, тем больший процент из них лоялен к дополнительным расходам: если для возрастной группы 50-64 года он составляет 23%, то для 21-34 лет – уже 29%.
Как результат, сегодня “здоровые” категории (вода, фрукты, чай, овощи, йогурты и т. д.) развиваются быстрее категорий шоколадных изделий, печенья, сладких газированных напитков, чипсов и других вкусных, но не во всем полезных продуктов. И хотя в Казахстане вторая группа демонстрирует довольно высокие темпы роста, практика показывает, что все глобальное очень быстро становится и локальным. Первые признаки уже можно увидеть в наружной рекламе и составе продуктов – производители начинают делать ставку на натуральность и полезность.
Какие советы можно им дать? Обучайте своих потребителей делать правильный выбор. Чем больше ассортимент на полке, тем им сложнее. У “учителя” больше шансов завоевать лояльность. Открыто сообщайте о составе вашего продукта и источниках его ингредиентов. Помните, что 38% покупателей не верят тому, что написано на упаковке. Чем вы более открыты со своим клиентом, тем выше шансы, что вам поверят. И знайте: 75% потребителей согласны с тезисом “мы то, что мы едим”. (Константин Локтев, управляющий директор “Nielsen Центральная Азия и Кавказ”, forbes.kz/Пищепром Украины и мира)