Даже если Россия полностью закроет свои границы для украинской продукции, украинские аграрии легко компенсируют убытки. Прежде всего потому, что основные группы товаров, приносящие украинскому агросектору прибыль, в Россию практически не продаются.
Ячмень, пшеница, кукуруза, подсолнечное масло – все это Россия производит в достаточных для внутреннего рынка объемах и тоже экспортирует. Российские проверяющие органы это осознают – за все годы торговых войн между странами точечных ограничений на экспорт зерновых и масличных не принималось. Другое дело – мясо. Уже в этом году из-за обращения Россельхознадзора Госветфитослужба Украины приостановила сертификацию мяса птицы “Мироновской птицефабрики” для поставки на рынок стран Таможенного союза. А несколько позже россияне высказались о возможности запрета экспорта свинины. “На российский рынок мы поставляем иногда 500 кг в месяц. Максимум был в 2012 г., когда туда продали 25 тыс. т. Ближайшие три-пять лет на украинском рынке будет дефицит свинины, и абсолютно нет смысла искать сбыт за границей”, – уверил глава Ассоциации свиноводов Юрий Лоза. А по словам начальника отдела по работе с инвесторами и СМИ крупнейшего украинского производителя курятины – “Мироновского хлебопродукта” – Анастасии Соботюк, МХП экспорт в ТС страны пока что заморожен.
“Когда в феврале стало ясно, что вопрос с возобновлением экспорта отложен на неизвестный нам срок, мы просто переключились на другие рынки”, – сказала он и добавила, что если раньше на страны ТС шло около 70% экспорта МХП, то уже в прошлом году его доля сократилась до 45%, а в 2014 г. ожидается уменьшение до 28-30%. Однако от торговой войны с Россией будут и пострадавшие. Например, производители овощей и фруктов. Главными их импортерами остаются страны бывшего СССР, а основной статьей нашего экспорта являются тепличные томаты, причем продаем мы их почти исключительно в Россию. Не лучшее положение и у производителей молочных продуктов – украинский сыр прежде всего экспортируется в РФ. Падение продаж, а значит, и производства, снизит закупочную цену на молоко на 10-15%, уверен владелец компании “Милкиленд” Анатолий Юркевич. Особенно это затронет частный сектор, который обеспечивает примерно 50% рынка сырьем и продает молоко дешевле, чем крупные фермы. По мнению руководителя аналитического департамента консалтингового агентства “ААА” Марии Колесник, молочникам нужно искать новые рынки сбыта и радикально реформировать отрасль.
“Если мы вновь будем стонать о том, что нужно спасать “бабушек”, которые сдают молоко на переработку, то наши сыры дальше СНГ не продвинутся”, – считает она. По ее словам, торговля конечным продуктом и продвижение его на международных рынках должно быть первичным, а социальная составляющая должна быть отдана на откуп другому министерству. Помимо Африки и Азии, новым рынком для украинской агропродукции может быть и ЕС, где Украине уже пообещали убрать все пошлины на время переходного периода – с июня по ноябрь 2014 г., пока будет готовиться Соглашение об ассоциации. (Инвестгазета/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)