Компания “Бурятмяспром” из Улан-Удэ уникальна по многим параметрам. Сегодня это предприятие – наследник Улан-удэнского мясоконсервного комбината, построенного и введенного в эксплуатацию в 1937 г., – является лидером в Сибири и на Дальнем Востоке по выпуску консервированного мяса, а попросту – тушенки. Тушенка из Бурятии стала символом качества советского пищепрома не только среди геологов и туристов. С 1942 г. и по сей день “Бурятмяспром” является официальным поставщиком мясных консервов для нужд Министерства обороны и Росрезерва. А получить такой госзаказ очень сложно из-за высоких требований. Требования, кстати, остаются неизменными, как и главное правило – из 1 кг мяса должно получиться 2,5 банки тушенки весом 338 г. И так продолжается уже 70 лет, благодаря чему вкус легендарной тушенки из Бурятии, по мнению представителей старшего поколения, сохранился до сих пор.
В 1993 г. комбинат акционировался и был переименован в ОАО “Бурятмясопром”, а в 2008 г. на площадях комбината было организовано ООО “Бурятмяспром”. С этого момента предприятие получило новое лицо, но осталось со старыми фондами, что, конечно, не способствовало развитию производства. Лишь в 2011 г. у руководства комбината созрело решение, которое вполне можно назвать экстремальным – построить на старых площадях фактически новый мясоперерабатывающий комплекс. Высокотехнологичный, инновационный, экологически чистый. То есть, по сути, новый “Бурятмяспром”, который сможет выпускать 5 тыс. т колбасной продукции, 1,2 тыс. т полуфабрикатов и 36 млн. банок мясных консервов в год. В июне 2013 г. ООО “Бурятмяспром” пустило новые производственные площади.
“Это действительно не модернизация, а практически строительство нового мясоперерабатывающего комплекса, – говорит заместитель генерального директора по общим вопросам ООО “Бурятмяспром” Лариса Крутиян. – Причем строительство осуществлялось без остановки производства, что позволило нам сохранить присутствие на рынке. Оборудование, конечно, за время работы комбината менялось, проводилась косметическая модернизация, но так, чтобы капитально поменять полностью всю систему производства – такого еще в истории комбината не было.
А ведь мы пустились в 1937 г. Наше предприятие – один из трех мясоконсервных заводов в стране, которые были построены тогда по инициативе наркома Анастаса Микояна. И все мощности у нас фактически работали с 1937 г. Некоторые даже работают и сегодня, что является источником системных проблем с себестоимостью продукции и другими вещами. Кроме того, мы относимся к опасным производствам, поскольку в холодильных установках задействовано 40 т аммиака. Это тоже накладывало определенные ограничения.
Сейчас мы ставим совершенно другое производство, все будет работать на сжиженном газе, химически опасные установки ликвидируются. Все старые постройки будут снесены, по индивидуальному проекту построено новое здание колбасно-консервного производства. После пуска цеха мы закрываем действующее производство, оно слишком старое, там оборудование с 1950 годов не менялось. Закупается абсолютно новое итальянское, немецкое и французское оборудование для производства консервов, колбасной продукции и полуфабрикатов. Естественно, благодаря этому почти в три раза увеличивается мощность предприятия. Соответственно, появляется возможность рассматривать выход на новые рынки сбыта. В частности, на монгольский и китайский. Инвестиционный проект реализовывали частично за счет собственных средств, но, кроме этого, мы получили большой инвестиционный кредит Россельхозбанка, подписали инвестиционное соглашение с правительством Республики Бурятия по компенсации процентной ставки по кредиту”.
Нет ничего удивительного в том, что на Востоке России консервная продукция “Бурятмяспрома” практически не имеет конкурентов. Хотя, если брать рынок в целом, конечно, конкуренты дают о себе знать. Но это уже не географическая борьба (о таковой в условиях глобализации говорить нет смысла), а скорее ценовая. Главными соперниками бурятские производители считают “народные” брэнды “Главпродукт” и “ОВА”. Последние, например, привозят тушенку за тысячи километров из Калининграда и стоит она при этом 20 руб. за банку. “Трудно понять, из чего ее вообще делают!” – удивляются на заводе, где про тушенку знают практически все. И, в частности, то, что тушенка высшего сорта, изготовленная по ГОСТу, не может стоить так дешево.
«Учитывая, что с 1942 г. предприятие является официальным поставщиком Госрезерва страны, нас знают практически по всей России, – говорит Лариса Крутиян. – По крайней мере, те территории, где есть предприятия Росрезерва, включая Екатеринбург, Новосибирск, – там нас знают очень хорошо, наша продукция представлена в этих областях. На Востоке же страны рынок практически весь наш. Просто так получилось, что подобных производств в России очень мало, а за границей их вообще нет, поскольку там все подчинено специализации – либо консервное предприятие, либо колбасное. А у нас все вместе. Поэтому и конкурентная среда достаточно благоприятная.
Если говорить об экспорте, то здесь мы столкнулись с одной проблемой – это система международной сертификации HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points, анализ рисков и критические точки контроля). Раньше, учитывая состояние предприятия, мы в принципе не смогли бы его сертифицировать, поэтому планируем начать сертификацию нового комбината, а уже потом идти на зарубежный рынок – и в Китай с Монголией в том числе. Сейчас “Бурятмяспром” поставляет совсем немного продукции в Монголию – там тоже вводятся довольно жесткие требования. То, что мы можем представить в Монголии обыкновенные российские сертификаты качества, уже никого в этой стране не интересует. Но нашу колбасу они покупают очень активно. Что касается российского рынка, то наша основная ставка делается на новую линейку продукции из оленины “Северное сияние”.
«Оленина – это наше новое направление, за последний год мы полностью его внедрили и именно за счет этого расширили ассортимент. Мясо оленя очень сложно заготавливать, тем не менее мы используем именно мясо дикого оленя. Оленину доставляем самолетами из Хатанги, с полуострова Таймыр. Сейчас мы выпускаем линейку продуктов “Северное сияние” – чипсы, снеки, бастурма, юкола, паштет, колбаса из оленины, полуфабрикаты и т. д. Сначала, конечно, сделали анализ рынка сбыта, потом показали продукцию на выставках, к ней был проявлен очень большой интерес со стороны потенциальных покупателей. Оленина очень заинтересовала китайцев. Но в основном больше всего за пределами республики продается, конечно, тушенки. Все-таки консервная продукция – это 70% нашего производства.
Однозначно, мы будем расширять рынки сбыта за счет выхода на Китай и Монголию. Это наша ближайшая цель. Производственная задача – выпуск линейки экологических продуктов. Мы уже начали выпускать продукты “эко”, которые производятся без ГМО, сои и прочих добавок. Кроме этого, “Бурятмяспром” активно развивает дистрибуторскую сеть, мы открыли уже филиалы в регионах России – в Красноярске, Екатеринбурге и Москве. Для Красноярска и Екатеринбурга это восстановление присутствия на тех рынках. Улан-удэнская тушенка там была всегда. Через Москву развиваем свое присутствие в центральной части страны. Конечно, развитию серьезно мешает логистика. Раньше мы в основном отправляли продукцию железной дорогой. Но пятитонные контейнеры отменили, а 20-тонный контейнер не всякий заказчик возьмет, потому что надо заплатить довольно много денег за такой объем. Выходим из положения, комплектуем в один контейнер продукцию для двух клиентов, если они расположены неподалеку друг от друга. Нам, конечно, очень удобно отправлять товар на Восток – здесь все хорошо. А вот в центр – сложно».
Конину, баранину и свинину для тушенки “Бурятмяспром” закупает в пределах Республики Бурятия. Другое дело – говядина. Из-за сложившегося в стране дефицита это мясо производителям приходится закупать в Беларуси, в Алтайском крае, в Центральной России. И, конечно, как важнейший сырьевой рынок рассматривается соседняя с Бурятией Монголия.
“Сейчас на импортном мясе мы не работаем. Исключение составляет Монголия. Делаем из монгольского мяса колбасу, – говорит Лариса Крутиян. – Мясо у них очень хорошее, поскольку монголы практикуют пастбищный выгул животных, и в этом смысле там все замечательно. В общем-то, до недавнего времени Монголия и была нашей сырьевой базой. Мясоконсервный комбинат изначально был построен с ориентацией на Монголию. Но сейчас с этой страной очень сложные отношения, поскольку наши контрольные службы часто закрывают границу для ввоза мяса по различным причинам – из-за ящура, например. И монголы уже буквально отвернулись от России. Поэтому сейчас работать очень сложно”. (Эксперт-Сибирь/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)