Ассоциация «Украинский клуб аграрного бизнеса» обращается к власти с просьбой отсрочить и взвесить необходимость внесения изменений в Налоговый кодекс Украины относительно поднятия акциза на топливо.
Как говорится в сообщении УКАБ, имплементация положений актов права Европейского Союза относительно акцизного налога (законопроект №11256-2) может привести к существенному увеличению расходов агросектора во время уборки урожая, что является критическим в условиях осуществления полевых работ с минимальным количеством оборотных средств.
«Нормы законопроекта №11256-2 свидетельствуют о том, что основной причиной повышения акциза на топливо является неотложная потребность в копировании ставок Директивы №2003/96/ЕС. Высокие акцизные ставки на горючее обусловлены необходимостью в достижении экологических целей, содержащихся в «Зеленом соглашении» ЕС. Но даже в ЕС видим, что протесты и митинги аграриев свидетельствуют о позиции против отмены налоговых льгот на сельскохозяйственное дизельное топливо, резкого сокращения выбросов парниковых газов и использования пестицидов, удобрений. Потому что такие меры зеленого перехода требуют значительных частных инвестиций и государственной финансовой поддержки. В Украине же эта проблема гораздо сложнее из-за полномасштабной войны и ее последствий», — подчеркнули в УКАБ.
Повышение ставок акцизного налога предлагается применить уже с 1 июля: бензин автомобильный — на 14%, дизельное топливо — на 27%, сжиженный газ — на 217%. Специалисты отметили, что этот период совпадает с началом сбора урожая.
«В то же время значительная часть аграриев не осуществляет закупку больших объемов топлива на будущее, ведь существует риск физического уничтожения этих запасов в результате воздушных атак страны-агрессора. А значит такое повышение акцизов ляжет прямым бременем на сельскохозяйственных товаропроизводителей в наиболее ответственный период сезона», — объясняют в ассоциации.
И добавляют, что в случае реализации этой законопроектной инициативы можно ожидать, что уже летом цены на топливо повысятся до 57,44 грн/литр бензина, до 54,99 грн/литр дизеля и до 32,57 грн/литр газа. Учитывая то, что в структуре себестоимости сельскохозяйственной продукции топливо занимает до 10%, безусловно, себестоимость производства и реализации нынешней продукции только благодаря этому может вырасти на несколько процентов.
«А уже с 1 января 2028 года нас ожидает рост акцизных ставок на основные виды топлива: бензины автомобильные — на 68%, дизельное топливо — на 137%, сжиженный газ — на 433%. Поэтому если учесть «инфляционный» фактор, то можно прогнозировать рост стоимости на основные виды топлива до 2028 года в диапазоне: 64,74-66,92 грн/литр бензина, 63,99-66,15 грн/литр дизеля, 56,57-58,48 грн/литр газа», — посчитали в УКАБ.
Аналитики отметили, что одним из основополагающих принципов налогового законодательства является принцип стабильности, который означает, что изменения налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. То есть предложенные законопроектом №11256-2 повышенные ставки акцизного налога на топливо могут применяться исключительно с 01 января 2025 года.
Учитывая вышесказанное, УКАБ выражает надежду, что чиновники не будут нарушать нормы налогового законодательства и не будут продолжать политику быстрого копирования законодательства ЕС в период военного положения, а взамен учтут позицию отечественных товаропроизводителей. (АП)