Развитие технологий выращивания фруктов и ягод, улучшение селекции, рост популярности выращивания в закрытом грунте и постоянное совершенствование технологий сохранения качества и свежести продукции – все эти факторы, по мнению экспертов EastFruit, являются угрозой для мирового рынка сухофруктов. Ведь большинство потребителей предпочтёт свежий абрикос кураге и свежий виноград изюму.

Однако во многих странах мира, особенно в регионе Центральной Азии, сухофрукты являются важным традиционным продуктом питания. В Таджикистане и вовсе курага считается чем-то вроде альтернативной валюты страны. Кроме того, во многих рецептурах вполне современных пищевых продуктов сухофрукты незаменимы. Соответственно, сухофрукты были, есть и будут всегда, однако снижение объёмов их потребления и стагнация мировой торговли сухофруктами с тенденцией к падению объёмов экспорта являются фактом, который отрицать невозможно.

Тем не менее – мировая торговля сухофруктами приносит странам-экспортёрам до $5 млрд долларов выручки в год, что является довольно существенным показателем. Удельный вес сухофруктов в мировой торговле фруктами и орехами снизился за последние годы довольно существенно и составляет по состоянию на 2022 год около 4%.

Эксперты EastFruit решили проанализировать, какие страны наиболее успешны в условиях сужения мирового рынка сухофруктов, а какие теряют долю рынка. Однако для начала нужно оценить, кто же они – лидеры сухофруктового бизнеса?

Турция возглавила список мировых лидеров по экспорту сухофруктов 20 лет назад, сместив на второе место США. За последние пять лет средний удельный вес Турции в экспорте достигал 19%, а у США было 11%. При этом США продолжали терять долю рынка, а Турция её наращивала. Турецкие производители старались повышать качество продукции, что позволяло им получать более высокую цену. Кроме того, Турция активно занималась реэкспортом сухофруктов, закупая их в других странах.

В этой связи нужно отметить такую страну как Германия, которая входила в пятёрку лидеров по экспорту сухофруктов, хотя их сама практически и не производила. Это было возможно благодаря эффективной работе по доработке и брендингу сухофруктов, купленных в других странах мира. Поэтому, важнейшее значение на этом рынке играет цена. Кстати, удельный вес Германии на рынке оставался стабильным, несмотря на рост конкуренции.

В целом первая пятёрка лидеров: Турция, США, Чили, Таиланд и Германия контролировали более половины (51%) мирового экспорта сухофруктов. Среди лидеров также были такие страны как: Китай, Иран, ЮАР, Афганистан, Испания и Узбекистан.

Только в последние пару лет Узбекистан смог обойти Испании по объёму экспорта сухофруктов. Однако в связи с гибелью части виноградников от морозов зимой 2023 года, очевидно, что объём предложения изюма из Узбекистана может резко снизиться, что может негативно отразиться на позициях странах в рейтинге крупнейших экспортёров сухофруктов.

Какие страны нарастили, а какие уменьшили экспорт сухофруктов максимально за последние пять лет, среди стран-лидеров?

Кроме уже упомянутой Турции, быстро наращивали экспорт сухофруктов также Китай, Чили, Афганистан и Узбекистан. В двадцатке лидеров нельзя не отметить высокие темпы прироста экспорта сухофруктов из Сербии. Наибольшее же снижение показал Таиланд, который экспортирует экзотические для Европы сухофрукты. Во второй десятке очень резкое падение экспорта отмечалось у Аргентины. Значительно, хоть и несущественно по сравнению с объёмом, снизили экспорт ЮАР и США.

Напомним, что речь идёт об экспорте в стоимостном измерении. Учитывая же значительные темпы долларов инфляции в последние годы, нужно отметить, что объёмы торговли снижались более существенно, чем стоимость поставок. (EastFruit/Пищепром Украины)

Добавить комментарий