Куда движется рынок пищевой упаковки? Действительно ли отказ от пластиковой упаковки — это правильный путь? Является ли бумага подходящим материалом? По словам Марты Папрока (Marta Paprocka), менеджера по связям с общественностью и маркетингу польской упаковочной компании Silbo, за последние несколько лет упаковочный рынок движется в этом направлении: «Мы как общество и как бизнес находимся в точке перемен. Мы знаем об угрозе и испытываем на себе последствия пластикового загрязнения. Мы уже знаем, что следы микропластика были обнаружены в почве, в воздухе и даже в крови человека. Мы также знаем, что он не безвреден для здоровья человека. В этих обстоятельств законодатели обязывают производителей упаковки значительно сократить производство пластиковой упаковки».
Поиск гибких упаковочных материалов, альтернативных пластику, привел к созданию двух типов упаковки: бумажной упаковки и упаковки из пленки, с основой не на ископаемом топливе, а на возобновляемом органическом сырье, таком как кукурузный крахмал. «Такие пленки представляют собой компостируемые материалы двух типов. Компостируемые в бытовых системах и компостируемые в промышленных системах. Оба типа по закону классифицируются как «прочие» типы пластика» или категория 7. Хотя пленки на основе растительных материалов обладают хорошими барьерными свойствами и достаточно защищают продукт, они до сих пор не получили широкого признания, получив в просторечии название «биопластик». Это лишь поверхностный взгляд на сложный вопрос, но он показывает, почему рынок упаковки вновь возвращается к бумаге», — поясняет Марта Папрока. Об этом пишет EastFruit со ссылкой на Hortidaily.com.
Переход от пластиковой упаковки к бумажной не может происходить без анализа, поясняет Папрока: «Здесь необходим экологический баланс, технологические знания и производственные мощности. Безусловно, этот процесс следует развивать, анализировать и улучшать, потому что мы все еще не нашли идеального решения. И уж точно этот процесс следует называть не гринвошингом (greenwashing), а реальной борьбой с загрязнением окружающей среды пластиком».
Конечно, не все продукты подходят для упаковки в бумагу, как и не все продукты можно упаковывать в пластик, утверждает Папрока. «Бумажные пакеты с сеткой идеально подходят, например, для картофеля или лука. Это подтвердили испытания при хранении. Современный рынок овощей и фруктов — это еще и рынок удобной упаковки: с малым и средним весом. Такая фасовка позволяет быстрее реализовать продукцию, не требует дополнительных барьеров или технологий для продления срока годности продукта, и поэтому утверждение о том, что бумажная упаковка способствует увеличению пищевых отходов, неадекватно. Упаковка двух килограммов картофеля в полиэтиленовый пакет не имеет ни экологического, ни — в долгосрочной перспективе — экономического обоснования. Однако в настоящее время у потребителей в основном нет выбора, потому что это единственный способ упаковки картофеля в супермаркетах. То же самое относится и к полиэтиленовым пакетам для яблок или цитрусовых. Кажется, сегодня лучшее, что мы можем дать нашим покупателям, это осведомленность и выбор».
«Компания Silbo приложила огромные усилия, чтобы производить и поставлять на рынок экологичную упаковку, и это не пустая декларация для нас. Потому что экологичность — это постоянное движение, а не то, что достигается раз и навсегда. Мы знаем об объемах потребления энергии упаковочной промышленностью. Вот почему мы используем возобновляемые источники энергии на нашем производственном предприятии, чтобы уменьшить углеродный след. Мы прогнозируем, что благодаря этому мы сэкономим до 493 тонн CO2 в этом году. Мы используем только печать на водной основе. Клеи (в том числе на водной основе) наносятся только на места в местах стыков Мы отказались от опасных и патогенных спиртовых растворителей Выбросы VOC/ЛОС (летучие органические вещества) у нас минимальны, на уровне 40 кг в год. Машинный парк ориентирован не только на потребление энергии, но и на ее производство. Мы минимизируем потребление сырья, заменили пластиковую сетку органическими льняными волокнами и так далее».
Прочитав статью, в которой утверждалось, что бумажная упаковка — это колоссальная ошибка, Папрока просто не могла согласиться с некоторыми доводами, стоящими за этим утверждением. «Действительно, бумажная упаковка тяжелее пластиковой, но не в 2000 раз, как указал Шей Зельцер, а всего примерно в два раза. Для сравнения: типичная упаковка на 1,5 кг картофеля размером 625 мм на 260 мм, изготовленная из 60 г/м?. бумаги, весит 9,75 г. Такая же упаковка из 30-микронной пленки ПВД весит 4,42 г. Мы, безусловно, стремимся изменить рынок упаковки, и ограничение пластика оправдано. Сейчас время пробовать, время учиться и время разрабатывать новые упаковочные решения, в том числе бумажные». (EastFruit/Пищепром Украины)