Впервые в Грузии сельскохозяйственная программа USAID в партнерстве с TBC Bank организовала Berry Forum — Guria 2021. Министр охраны окружающей среды и сельского хозяйства Грузии Леван Давиташвили, посол США в Грузии Келли К. Дегнан, глава парламентского аграрного комитета Нино Цилосани, другие официальные гости и представители частного сектора приняли участие в форуме.
Мероприятие проходило в садах ООО «Блубери» — первого агро-стартапа, финансируемого банком TBC. Согласно стартап-программе «Агро», TBC банк может принять в залог земельный участок проекта и предоставить льготный период до 5 лет, то есть погашение кредита осуществляется за счет прибыли от финансируемого проекта, а не из других источников, что делает эти условия максимально подходящим под требования агросектора.
Благодаря этому финансированию ООО «Блубери» (Blueberry LLC) добавила 10 га к существующим 5 га, которые были высажены в 2011 году. USAID сотрудничает с банком TBC и предоставляет гранты и техническую помощь клиентам финансового проекта. Так, в рамках сотрудничества, компания оборудовала хранилище на 80 т и внедрила стандарт GlobalG.A.P. при поддержке USAID.
Одной из главных проблем отрасли, которые обсуждались на форуме, был сбыт голубики. EastFruit побеседовал с Акакием Зантарая, учредителем ООО «Блубери», который экспортировал в этом сезоне более 80 тонн голубики в РФ.
«Во-первых, немного компаний, производящих высококачественную ягоду для сетей. А качество начинается в поле и заканчивается на полке супермаркета. Это не только крупная и вкусная ягода, но и технический регламент сбора, охлаждение, сортировка, правильная тара — объясняет Акакий. — Даже уголки для упаковки ящиков на паллетах и пленка имеют значение, когда фура должна проехать несколько тысяч км по плохим дорогам. На это все мы тратим около $0,30 за кг, и тут я не вижу компромиссов.
Во-вторых, у многих производителей все еще завышенные ожидания, которые особенно не оправдались в этом году, когда создалась т.н. «пробка» на границе, из-за чего цена голубики упала до $3 за кг. С каждым годом производство голубики растет, и больше нельзя надеяться, что трейдер заберет голубику с поля за $9–10 за кг. Да, такая цена возможно и предлагается, но в первую неделю сезона, а потом многое зависит от внешних факторов».
ООО «Блубери» экспортирует голубику напрямую в сети «Магнит» (ООО «Тандер»), Х5, «Вкуссвилл», «Пятерочка».
«Мы предложили сотрудничество другим производителям с целью сформировать крупные экспортные партии в течение всего сезона. Такое партнерство возможно на условиях фиксированной цены. Да, возможно в этом случае производитель не получит высокую цену начала сезона, но и не потеряет в конце. При этом он получит гарантированный сбыт и доход и сможет планировать производственный цикл. Таким же образом на основе контракта, который, к слову, заключается еще зимой, с нами работают супермаркеты. В этом сезоне мы успешно работали с кооперативом «Агродом Нагомари» и компанией «Натура», которые выращивают голубику на 10 га и 7 га соответственно. Еще до начала сезона мы внесли контрактную сумму на счет в банке, чтоб гарантировать оплату товара, поэтому колебания на рынке этим компаниям были не страшны. Думаю, сектору стоит задуматься об организованном сбыте продукции, чтобы обеспечить стабильность доходов для производителей и исключить панику, как мы наблюдали в этом сезоне». (АПК-Информ/Пищепром Украины)