Улучшение производства и переработки абрикоса в Таджикистане расширяет географию его поставок. Экспорт сушеного абрикоса за несколько лет достиг 50 тыс. тонн. Об этом сообщил Лутфулло Ортиков, учредитель производственной компании Fruits Valley, в ходе Национальной онлайн конференции «Абрикосовый бизнес Таджикистана: эффективность производства, переработки и маркетинга». Мероприятие организовано международным проектом EastFruit при поддержке Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на платформе Sapienza.media.
«Таджикистан является одним из самых крупных поставщиков сушеного абрикоса в мире. В Таджикистане очень много сортов абрикосов, которые используются для сушки. Мы начали экспортировать сушеный абрикос не только на традиционные рынки, но и на развитые рынки», — утверждает Лутфулло Ортиков.
По словам учредителя производственной компании Fruits Valley, абрикос в Таджикистане традиционно сушат под солнцем. «Не каждый фермер готов высушить на природе абрикос на чистой площадке. Не так просто организовать этот процесс грамотно. В идеале, мы работаем со своими фермерами, поставщиками, обучаем их в соответствии с требованиями клиентов в странах ЕС и США», — отметил Лутфулло Ортиков.
Экспорт сушеной абрикосовой продукции
«Основной объём экспорта составляет индустриальная курага (30-35%), которую мы продаем на традиционных рынках: в России, Украине, Беларуси.
Урюк – сорт мелкого абрикоса, в основном второго сорта (индустриальный урюк), покупают на компотные смеси (20% экспорта). Рынки продаж: Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, США, Китай.
Курага – экстра сорт (бабаи) экспортируется в более дорогом сегменте хорошего качества. Аналогична турецкой кураге. Рынки продаж: Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, США, Польша, Германия.
Сахарную курагу массово начали закупать иранцы в период перед Рамазаном. Они её употребляют в священном месте», — рассказал эксперт.
Лутфулло Ортиков добавил, что ядра абрикоса – это один из перспективных продуктов, который может открыть новые рынки. «У нас уже есть контракты с Германией, начали поставлять этот продукт в Италию».
Упаковка продукции для ЕС
Специалист объяснил, почему компания поставляет в ЕС продукцию в больших упаковках: «Фасовку мы не делаем из-за определенных нюансов. Они нам не доверяют, фасовку делают сами на месте. Мы отправляем продукцию в коробках, в мешках без надписей и наклеек. В ЕС просят очень много документации о наличии пригодности упаковочных материалов для пищевого использования. В коробках запрещается использование металлических скоб».
Маркировка и логистика
Не обошел вниманием эксперт и вопрос маркировки. По его словам, в каждой стране есть свои требования по маркировке на каждый определенный продукт: как на единицу товара, так и на паллет. Для Украины, например, этикетка переводится на украинский язык.
«Поставки из Таджикистана в страны ЕС осуществляется наземным транспортом до склада покупателя. Стоимость доставки до ЕС в среднем составляет $4 тыс. долларов США», — рассказал Лутфулло Ортиков.
Учредитель производственной компании Fruits Valley также отметил, что важно создать прозрачную цепочку поставок, где конечный потребитель должен знать предысторию продукта: как этот продукт выращивался, в какие промежутки и какими препаратами обрабатывался. (АПК-Информ/Пищепром Украины)