Пандемия ударила по экспорту хозяйств, занимающихся свиноводством. «Раньше мы поставляли 30% от объема произведенной продукции в Россию, но из-за COVID-19 наш экспорт обнулился, сейчас мы покрываем только внутренний рынок», – рассказал директор по производственной части ТОО «Луговской конный завод» Александр Линник.
По его словам, теперь предприятие недополучает прибыль, поскольку цена на свинину на внутреннем рынке ниже, чем на внешнем.
– Александр, как так вышло, что конный завод стал развивать бизнес по свиноводству?
– Мы запустили свиноводческий комплекс, потому что нам нужны были средства на содержание лошадей для скачек. Решение о строительстве фермы было принято в 2010 году, а уже в 2012-м были построены два свиноводческих комплекса, репродуктор для свиноматок. На эти цели было направлено 3 млрд тенге кредитных средств. А в 2014 году был построен откормочный комплекс. В него было инвестировано 600 млн тенге. Для запуска фермы приобретено 2 тыс. свиноматок. Сейчас наше поголовье насчитывает 8 тыс. свиней.
– Но все же свиноводство не развито в Казахстане.
– Свиноводство – это одно из самых прибыльных направлений животноводства. Для выращивания крупного рогатого скота потребуется в среднем три года, свиньи – 6 месяцев. Свиньи очень плодовиты, при правильном содержании можно получить до 26-28 поросят в год. Обычно вес свиньи достигает 95-105 килограмм. Молочного поросенка закалывают в 24-дневном возрасте. Получается, что получить первый доход от свиноводства можно уже через 11 месяцев. На строительство и запуск свинокомплекса в среднем потребуется 1-1,5 года, еще через год бизнес станет самоокупаемым.
– Сколько голов свиней нужно для того, чтобы ферма была прибыльной?
– Для получения прибыли достаточно иметь 600 голов свиноматок. Но для того, чтобы свиноводство стало прибыльным, на ферме должны работать профессионалы: свиноводы, зоотехники. Иначе бизнес может потерпеть фиаско.
– Вы уже зарабатываете на свиноводстве?
– Да, мы вышли в прибыль на третий год работы. Но всю полученную прибыль направляли на покрытие возникших рисков. Например, в 2017 году из-за африканской чумы на нашем предприятии произошел падеж свиней. В 2018-м и середине 2019 года ситуация с чумой повторилась, границы России, Украины и Беларуси были закрыты, и мы не смогли закупить свиней из ближнего зарубежья. Единственная страна, откуда мы смогли завезти скот, –Швейцария. Швейцарские свиньи оказались очень дорогими – их стоимость доходила до 5 тыс. евро.
К тому же скот из соображений биобезопасности нужно было перевозить авиасообщением.
В конце 2019 года страны ближнего зарубежья снова открыли границы, и мы перезаключили контракт с российскими поставщиками свиней. Но тут произошла пандемия, и границы России и других стран были закрыты. Первых свиноматок в этом году мы завезли только в июне.
– С какими проблемами, кроме болезней, может столкнуться фермер?
– Сложно получить поддержку, банки вообще не хотят финансировать сельскохозяйственные компании. Это связано с тем, что это направление очень рискованно, банки не раз обжигались на дефолтных агропроектах, и они не хотят больше нести риски. Усугубляет ситуацию тот факт, что биоактивы не страхуются казахстанскими страховщиками. И все риски ложатся на фермеров.
Также одна из проблем – нехватка на рынке Казахстана высококвалифицированных специалистов. Поэтому нам пришлось привлекать ветеринаров, зоотехников из России, Украины, но их услуги достаточно дорогостоящие.
– Насколько дороже?
– Труд иностранных специалистов обходится в 3-4 раза дороже.
– Где вы покупаете свиней для фермы?
– В России, там есть Селекционно-генетический центр, который занимается выведением чистопородных свиней и хряков. Для наращивания поголовья необходимо ежегодно обновлять поголовье свиноматок, каждые полгода – хряков. На 2 тыс. свиноматок требуется не более 20 хряков. Для разведения свиней используем искусственное оплодотворение – это мировая практика. В целом же мы производим 2 тыс. тонн свинины в год.
– В какую сумму обойдется одна свиноматка?
– Она будет стоить 140 тыс. тенге, если приобретать в России. Стоимость хряков на европейском рынке доходит до 2 тыс. евро. В Казахстане нет качественного поголовья свиней, это связано с тем, что у нас дефицит специалистов, которые бы занимались генетическими исследованиями. Ведь для того чтобы разводить и реализовывать чистопородных свиней, необходим Селекционно-генетический центр, а у нас в стране его нет. Такие структуры есть в России и Украине. Кстати, помимо России свиноматок лучше приобретать в Дании, Канаде, Швейцарии, Германии, Австрии. Но там стоимость свиноматок может быть в два раза дороже российских.
– Вы сказали, что из-за пандемии перестали заниматься экспортом, тогда с кем вы работаете на внутреннем рынке?
– В основном с алматинскими производителями колбасных изделий. В целом же, согласно нашему маркетинговому исследованию, Казахстан, помимо России, экспортирует свинину в Грузию, Украину.
– Если говорить о недополученной прибыли, то о каких суммах речь?
– Если в Казахстане мы продаем свою продукцию по 1 тыс. тенге за килограмм, ее экспортная цена достигала 1300-1500 тенге за килограмм. Для нашей компании, которая занимается оптовыми продажами, это огромный разрыв в цене.
– По данным Комитета МНЭ РК по статистике, в среднем один казахстанец потребляет около 5 кг свинины в год. При этом, по информации Eurostat, в Европе такой показатель составляет 45 кг на человека в год, в Китае – 40 кг, в России – 30 кг. По вашим наблюдениям, растет ли спрос на свинину?
– Свинина востребована в Казахстане, спрос на это мясо последние три года растет. По данным нашего маркетингового исследования, жители нашей страны потребляют около 84 тыс. тонн свинины в год. Но в период пандемии мы наблюдали волнообразный спрос на продукцию нашего предприятия, так как какие-то мясоперерабатывающие заводы закрывались на карантин, потом временно возобновляли работу. В основном свинина пользуется спросом на севере Казахстана. Это связано как с климатическими условиями, так и с географическими. На севере наша страна граничит с Россией, там также приобретают свинину made in KZ.
– Сложно было выйти на рынок России?
– Сложно, так как Россия защищает свой внутренний рынок от экспортеров мяса. Ветеринарные службы РФ неохотно выдают разрешение казахстанским экспортерам.
– Сколько времени вам потребовалось, чтобы попасть на полки российских розничных сетей?
– Мы не зашли на полки магазинов, сотрудничаем с колбасными заводами России – наше мясо используется как сырье для переработки. Мы неоднократно обращались в Министерство сельского хозяйства РФ, чтобы нам подтвердили регионы России, где можем реализовывать свою свинину. Но нам дали возможность продавать наш продукт только в тех регионах, в которых свинина практически не востребована.
– Китай является самым крупным потребителем свинины в мире. Но казахстанские свиноводы пока не вышли на этот рынок. Министерство сельского хозяйстве РК ведет переговоры с КНР, чтобы свинина made in KZ смогла попасть на рынок до конца 2020 года. Как вы считаете, будет ли наше мясо востребовано в Поднебесной?
– Конечно, в Китае наблюдается огромный дефицит поголовья свиней. В 2019 году 30% свиней погибло из-за африканской чумы. И теперь, чтобы восстановить поголовье, китайским фермерам может потребоваться минимум 3-4 года. В течение этого периода они должны будут обеспечить поставки свинины из других стран. Для Казахстана это возможность расширить свой экспортный потенциал.
Но есть одна проблема – Китай готов приобретать казахстанскую свинину, но в крупных объемах, которых у нас нет. Свинина, произведенная в Казахстане, ценится, так как наши производители не кормят свиней гормонами. Насколько мне известно, у нас не развит этот тренд так, как в Поднебесной. Китай готов продавать свинину в Казахстан по низким ценам, а приобретать у нас по более высоким. И тогда возникает вопрос, чем кормят китайских свиней, чтобы они стоили на 20% дешевле казахстанских.
– В одном из интервью глава Союза свиноводческих хозяйств Казахстана сообщил, что у нашей страны огромный потенциал в развитии свиноводства. Это связано в том числе с тем, что мы имеем хорошую кормовую базу. Ведь именно зерно – основа для комбикормов.
– Действительно, у Казахстана огромный потенциал для развития свиноводства. Кроме качественной кормовой базы наша страна имеет выгодное географическое положение – близость с Россией и Китаем. Также развитие животноводческой отрасли стимулирует госпрограмму «Экономика простых вещей».
К тому же мировые цены на свинину растут. Если еще три года назад они не превышали 1 евро за килограмм, то сейчас доходят до 2 евро из-за дефицита свинины на мировом рынке, который спровоцировала африканская чума. (Kapital.kz/Пищепром Украины)