Потребление белого питьевого молока в мире сокращается. Растительные альтернативы, инновационные и функциональные продукты продукты питания и напитки набирают обороты. В начале ноября стало известно о реорганизации в связи с банкротством крупнейшего производителя свежих молочных продуктов в США – компании Dean Foods. The DairyNews собрало мнения по ситуации, как официальные, так и анонимные. Они оказались различны.
Несмотря на то, что потребление молока в мире увеличивается, спрос на продукцию перераспределяется в связи с изменением потребительских предпочтений.В 2017 году Dean Foods объявила о снижении прибыли и продаж питьевого молока.
Компания входит в топ-20 крупнейших молочных компаний по версии Rabobank (11 место) и занимает 7 строку рейтинга крупнейших переработчиков мира по оценке IFCN на 2018 год.
К слову, в начале 2018 года Dean Foods заявила о прекращении более 100 контрактов на поставку молока. “Решение было невероятно трудным шагом, которого мы старались избежать”, – говорилось в заявлении компании. Также подчеркивалось, что для всех фермеров, контракт с которыми завершится 31 мая 2018 года, компания предоставит максимальный доступ к информационным ресурсам и услугам консультантов.
Компания наблюдала последовательное снижение продаж жидкого молока. В дополнение к факторам снижения потребления и роста производства сырья, выросла конкуренция за место на полке. В Dean Foods подчеркивают, что ввод в строй новых заводов при избытке мощностей по переработке молока усугубляет ситуацию.
К слову, в 2018 году на рынок переработки молока вышел ритейлер Walmart – став крупным конкурентом Dean Foods в Висконсине, молочном штате Америки.
В конце прошлого года компания сообщила о закрытии ряда заводов. Dean Foods закрыла семь площадок за шесть недель, перераспределив их объемы по оставшимся 23 площадкам. Компания также сообщила, что по ее данным в стране продолжает снижаться потребление питьевого молока (примерно на 2% в квартал), однако эта категория все равно остается пятой по величине по продажам во всех торговых точках. Среднее потребление питьевого молока домохозяйствами США составляет 33 галлона в год (около 150 литров). При этом потребление на душу населения – порядка 3 галлонов (для сравнения – в 1975 году показатель составлял 11 галлонов).
Акции Dean Foods в 2019 году (по состоянию на май) упали примерно на 60% в текущем году, рыночная стоимость компании в размере $141 млн составляет около 5% от показателя десятилетней давности. Представители Dean обратились за консультациями к банкам, чтобы изучить возможные варианты, в том числе продажу компании или отделение части активов. Dean получила как минимум полдюжины предложений о покупке нескольких заводов, писало WSJ со ссылкой на осведомленные источники.Топ-менеджеры компании отклонили эти предложения.
Проблемы, с которыми столкнулась компания, наносят ущерб и американским фермерам. В прошлом году десятки из них получили от компании письма о том, что она намерена сократить объем закупки молока из-за строительства завода Walmart в Индиане.
В июле 2019 года Dean Foods заменила генерального директора.
Руководящая команда компании была также обновлена.
“Банкротство о котором мы объявляем сегодня, наши действия направлены на то, чтобы мы могли продолжать обслуживать наших клиентов, пока работаем над продажей нашего бизнеса”, – сказал Эрик Берингус, президент и генеральный директор DF 12-го ноября. – “У нас сильная операционная сеть и сеть дистрибуции, обширный портфель ведущих национальных брендов и широкие возможности частных торговых марок, поддерживаемые примерно 15 000 преданных сотрудников по всей стране. Несмотря на все наши усилия, направленные на то, чтобы сделать наш бизнес более гибким и рентабельным, на нас по-прежнему влияет сложная операционная среда, отмеченная продолжающимся снижением потребления молока потребителями. Важно отметить, что мы продолжаем осуществлять клиентам бесперебойные поставки высококачественных молочных продуктов, а также поддерживаем наших поставщиков молочных продуктов и других партнеров”.
С помощью $850 млн от существующих кредиторов, таких как Rabobank, Dean Foods планирует продолжить нормальную работу на протяжении всего процесса банкротства. Эти средства пойдут на выплату заработной платы и пособий сотрудникам, оплату поставщикам и продавцам в полном объеме.
Rabobank заявил в комментарии DairyReporter, что “гордится своей ролью в поддержке финансирования для Dean Foods. С помощью этого финансирования мы надеялись избежать крупных сбоев для потребителей и сотен американских молочных фермеров, которые поставляют молоко на принадлежащие Dean Foods перерабатывающие предприятия”.
Многими международными экспертами, опрошенными The DairyNews, ситуация с Dean Foods оценивается как показательная. Ряд участников мирового рынка отказались от комментариев, подчеркнув, что перспективы Dean Foods очень непросто комментировать. Многие сходятся во мнении, что ключевой ошибкой была ориентация компании на производство свежего молока. Кроме того, конкуренция с ритейлерами, вошедшим в сектор переработки, также подкосила старейшего производителя свежих молочных продуктов США.
Между тем , во всем мире потребление питьевого молока снижается, уводя потребительский спрос в сторону кисломолочных, инновационных продуктов. По оценке маркетологов, рост растительных альтернатив также продолжится, несмотря на высокие темпы, доля этого сектора все еще мала.
В США эксперты уверены, что поставки молока перераспределятся, однако некоторое давление на цены в среднесрочной перспективе это все-таки окажет. Пока Dean Foods продолжает активные переговоры с DFA, некоторые участники рынка задаются вопросом, повторится ли подобная ситуация в мире в других странах? По мнению аналитиков, ситуация с крупнейшим производителем цельномолочной продукции в Штатах уникальна и является серьезным уроком для рынка. (DairyNews.ru/Пищепром Украины)