У грузинских предпринимателей имеются хорошие возможности по производству и экспорту ягод, главное – правильно определить перспективные направления, – заявил представитель инвестиционного департамента FAO Андрей Ярмак на проходящей в Тбилиси конференции “Фрукты и ягоды Грузии: эффективность производства и маркетинга”. Об этом сообщает интернет-портал EastFruit.
По его словам, на сегодняшний день Грузия является нетто-импортером ягод, то есть, ввозит больше, чем вывозит, при этом ягодный торговый баланс (превалирование импорта над экспортом) за последние 4 года ухудшился в 5 раз. Но эта картина хороша с точки зрения перспектив для местного бизнеса, поскольку означает, что имеется возможность импортозамещения на внутреннем рынке и реализации грузинской продукции по неплохой цене. При этом особое внимание стоит уделить такой продукции, как ягоды для шоковой заморозки, импорт которых в Грузию растет быстрее, чем импорт свежих ягод. Конкурентов в производстве замороженных ягод, востребованных в пищевом бизнесе, на внутреннем рынке – практически пока нет, и нужно конкурировать с импортным сырьем, что перспективно для грузинских производителей. Что касается экспорта замороженных ягод, то те, кто решил этим заняться, должны принять во внимание, что производство такой продукции уже растет быстрее, чем спрос, соответственно, цены снижаются, да и маржа в сравнении со свежими ягодами меньше. Но с другой стороны, их экспорт проще, и если есть цель – создавать масштабные проекты, то без заморозки не обойтись.
Непосредственно для грузинских производителей Ярмак считает наиболее перспективным экспорт свежей ягоды, в частности, ежевики, малины, голубики (“по садовой землянике Грузия и так уже работает”). По его словам, свежие ягоды продавать прибыльнее, например, в случае свежей малины маржа в 10 раз больше, чем замороженной. Но для реализации возможностей следует подобрать правильные сорта и технологии, а также отладить логистику (и при этом рассмотреть возможные варианты транспортировки, в том числе воздушным и морским путем). В целом же, нужно ориентироваться на конечного потребителя, – заметил он.
По словам Андрея Ярмака, интересно также производство ягоды (например, садовой земляники, ежевики и малины) в закрытом грунте, хотя бы потому, что ягода не в сезон – всегда в цене. “Закрытый грунт – это перспектива и будущее направление”, – отметил он. (АПК-Информ/Пищепром Украины)