Компании, ведущие бизнес в Украине, неизбежно подвержены макроэкономическим рискам: курсовым, низкой платежеспособности населения и так далее. Для нас же основные риски заложены в контексте нашей деятельности – производстве алкогольных напитков. Сегодня мы видим два основных риска для пивной отрасли: рост акцизов и дальнейшее ужесточение регулирования рынка.
Эмпирическим путем мы определили, что во многом результативность пивного рынка зависит от акцизной политики.
Резкое и не соответствующее объективным экономическим факторам увеличение ставки акциза на протяжении почти десяти лет привело к значительному падению рынка – на 45% – в период с 2008 по 2016 год. Но благодаря взвешенной акцизной политике последних двух лет рынок пива впервые показал в 2017 году стабилизацию и рост, хотя и незначительный. Более того, по итогам 2018-го мы ожидаем 2-3%-ный рост рынка.
Если говорить о зарегулированности рынка алкогольной продукции, мы понимаем, что в большой мере она связана с неблагоприятной структурой потребления алкоголя в Украине и существенной долей нелегального алкоголя. По сравнению с Европой наш потребитель отдает предпочтение крепкому алкоголю и в меньшей степени пиву, сидру и вину. Также, по данным ГФС, нелегальный рынок алкоголя в стране составляет не менее 50%. И мы понимаем, что эти факторы могут повлечь за собой новые инициативы, ограничивающие реализацию алкогольных напитков.
Мы не против правильных мер, которые, к примеру, помогут в борьбе с потреблением алкоголя несовершеннолетними. Тем не менее, необдуманные ограничивающие инициативы (при отсутствии реального контроля со стороны правоохранительных органов над теневым рынком) повлияют только на легального производителя и создадут спрос на тот самый доступный и дешевый теневой алкоголь, чаще всего некачественный, а его производители будут уклоняться от уплаты налогов.
Как и подавляющее большинство наших конкурентов-пивоваров в Украине, мы всегда работаем в рамках установленного законодательного и налогового поля. Кроме того, как часть международной Carlsberg Group, руководствуемся глобальной стратегией, которую имплементируем на украинском рынке. У нашей компании есть своя философия – “Варить пиво для лучшего сегодня и завтра”, которой мы руководствуемся во всех аспектах бизнеса: в качестве продукции, взаимодействии с контрагентами, корпоративной социальной ответственности и т. д. А побеждаем конкурентов мы благодаря исключительно рыночным аспектам: развиваем бизнес через лучшее понимание потребителя и трендов, мгновенно реагируем и адаптируемся к быстро меняющемуся вкусу потребителя, внедряем инновационные подходы в бизнесе и производстве.
В последнее время диалог с decision-makers очень открытый. Что еще более важно – нашу аргументированную позицию не только слушают, но и слышат, и это дает свои результаты.
Тем не менее, весной страну ждут выборы, которые, вероятно, повлекут за собой некоторые изменения в составе правительства и парламента. А какую регуляторную стратегию и фискальную политику они выберут, пока неизвестно.
Наша отрасль имеет высокий потенциал как на внутреннем рынке, так и на международной торговой арене. Мы ведем наш бизнес честно, создаем рабочие места, исправно платим все налоги и сборы, инвестируем в отрасль и экономику страны. А прогнозируемая акцизная политика обеспечивает стабильность развития отрасли. (Дело/Пищепром Украины)