В настоящее время плодоовощная продукция, выращенная в Республике Таджикистан, реализуется на внутреннем и внешнем рынках в основном в свежем виде без дополнительной обработки, именно поэтому фермеры не могут получить дополнительную прибыль. Об этом сообщает интернет-портал EastFruit.
Кандидат сельскохозяйственных наук, преподаватель кафедры агротехнологии Худжанского политехнического института, Тоджибой Бойматов приоритетами развития аграрной отрасли страны называет интенсификацию сельскохозяйственного производства и его модернизацию. Для повышения конкурентоспособности аграрной сферы, по мнению ученого, в республиканском масштабе необходимо выращивать новые высокоурожайные, устойчивые к болезням сорта овощей и фруктов, наладить их глубокую и качественную переработку, развивать тепличное хозяйство.
Являясь специалистом по абрикосу ученый уверен, что у Таджикистана есть большие возможности по переработке и экспорту абрикосов: “Таджикские абрикосы выгодно отличаются своими вкусовыми качествами, однако, объем их экспорта пока минимален. 80% абрикосов мирового рынка производит Турция, там же качественно готовят сухой продукт из абрикосов – курагу. В данном направлении нашим фермерам необходимо работать по совершенствованию методов сушки абрикосов, их упаковке, маркетингу, логистике”.
В Таджикистане растет более 180 различных сортов абрикоса. Тоджибой Бойматов является автором сорта “Шифо”. Преимущество этого сорта заключается в том, что, имея хорошие вкусовые качества он имеет ровный красный окрас, устойчив к болезням и имеет больший размер, чем популярный сорт “Кандак”. Тот весит 10-12 граммов, а “Шифо” – 20-22 грамма. В настоящее время этот вид абрикоса успешно выращивается в Бободжон Гафуровском и Аштском районах, а также в городе Канибадам. Теперь Бойматов вывел еще один новый сорт абрикоса, который назвал “Тоджибой 2” и представил его на утверждение.
Тоджибой Бойматов призывает ускоренными темпами внедрять в аграрное хозяйства республики инновационные технологии, расширять площади интенсивных садов и виноградников, строить высокотехнологичные теплицы, восстанавливать и запускать в работу старые и создавать на местах новые перерабатывающие предприятия. “Соки, компоты, варенья, джемы, томат-паста из Таджикистана ранее были широко востребованы, и теперь необходимо расширять их производство и работать над качеством и брендами продукции”, – считает ученый. (АПК-Информ/Пищепром Украины)