Об этом заявил директор ООО “Екомьясо Полесье” Василий Шевчук в интервью “Агроинсайдер”. “Чтобы соответствовать требованиям стандарта “халяль”, мясо должно поступать от животных, которые были произведены, убиты и обработаны при определенных условиях. А именно – животные должны обеспечиваться хорошим уходом, экологическим содержанием и натуральным питанием, а также быть абсолютно здоровыми. Для забоя допускаются только практики, которые обеспечивают быстрый и милосердный финал; после убоя кровь животного должна выйти естественным способом”, – рассказал он.
Шевчук отметил, что для внедрения халяльного бизнеса компанию подтолкнул рынок сбыта говядины – мусульманский мир (страны Персидского залива, Турция, Азербайджан). Географическое расположение предприятия тоже имеет значение. Если Южный и Центральный регионы Украины – более плодородные, то зона Полесья имеет все возможности для масштабного выращивания крупного рогатого скота: здесь есть достаточные объемы выпасов и сенокосов.
“Мы сейчас переоборудуем предприятие под производство именно продукции “халяль”. В первую очередь, ставим халяльный бокс, где проходит забой животных. Монтироваться такое устройство должно с учетом культурно-религиозных особенностей и традиций мусульманства, а именно – ориентироваться на кибла (направление на Каабу, куда мусульманин обращает лицо во время молитвы – ред.). Стоимость бокса составляет 17 тыс. евро. Это большие инвестиции, но за счет экспорта они быстро отбиться”, – добавил он.
В халяльной боксе во время забоя одновременно работают два человека. Одно из обязательных требований – забивать скот должен практикующий мусульманин, объяснил Шевчук.
“Есть также определенные требования к процессу производства мяса “халяль” в зависимости от направления экспорта. Если брать сотрудничество с Турцией, то при заключении контракта прописывается положение, два представителя местных министерств (один из министерства сельского хозяйства, второй из министерства мяса), должны присутствовать на всех этапах производства мяса, начиная от забоя и заканчивая холодильником, обвалки и упаковкой”, – пояснил производитель.
Эти люди следят за тем, чтобы в течение всего производственного процесса нигде не было контакта со свининой, даже не пересекались потоки сырья, чтобы выполнялись санитарно-гигиенические требования и тому подобное.
“В целом проверка обязательно проводится специалистами той мусульманской страны, с которой заключено соглашение, а также в областных лабораториях, где должны выдавать сертификаты соответствия продукции по расширенным параметрам – от радиологии до микробиологии”, – добавил Шевчук.
Он уточнил, что компания лишь половину производства отдала под “халять”, сейчас планирует перейти исключительно на выпуск этой продукции.
“Выйти на такой формат работы мы рассчитываем с 1 октября этого года, и уже к концу года достичь максимальных мощностей – до 400 т халяльной мясной продукции в месяц”, – отметил Шевчук.
На первом этапе работы пригласят работников из Турции, они будут составлять около половины штата компании: поделятся опытом, научат сотрудников. Основными потребителями такой говядины станут Азербайджан, Египет и Турция.
Также Шевчук отметил специфику относительно упаковки: если для украинского рынка продукция продается в стрейчевых и обычной пленке, то на экспорт она направляется в вакуумных пакетах и в дополнительной картонной упаковке. Это дает удорожание примерно на 5 центов за кг. (АгроПортал/Пищепром Украины)