Благодаря активному расширению площадей под черешней в 2013-2017 гг. Узбекистан смог существенно нарастить экспорт этих фруктов и выйти на 4 место в мире, обогнав Испанию. В 2017 г., по информации аналитиков EastFruit, Узбекистан экспортировал около 32 тыс. тонн черешни, что на 5 тыс. тонн больше, чем Испания. В 2018 г., по предварительным оценкам EastFruit, объем экспорта черешни может вырасти до 36-38 тыс. тонн.
Еще 5 лет назад экспорт черешни из Узбекистана не превышал 5 тыс. тонн в год, однако в 2016-2017 гг. объемы экспорта резко выросли. Это огромное достижение, если учесть, что качество узбекской черешни как конечного продукта, если оценивать его с точки зрения рынка, остается достаточно низким.
Узбекистан по-прежнему продает 99,5% продукции в Россию и Казахстан, что является огромной проблемой с точки зрения возможности развития данного направления бизнеса. Ведь в других странах узбекская продукция практически не пользуется спросом, несмотря на хорошие вкусовые качества. Поэтому все попытки диверсификации экспорта остаются сравнительно безуспешными.
Основная проблема узбекской черешни состоит в разнородности сортов, преимущественно мелком калибре вследствие устаревших технологий выращивания, в отсутствии сортировки черешни, из-за проблем с технологиями охлаждения и упаковки. Есть много вопросов и по безопасности продукции вследствие широкого использования самых разнообразных средств защиты растений в садах, часто с непроверенной эффективностью и непонятного происхождения.
Не способствует эффективному экспорту и регулирование рынка: необходимость 100% предоплаты за поставляемый на экспорт товар для того, чтобы получить возможность оформить отгрузку, установление минимальных цен на продукцию, попытки монополизации экспорта через неэффективные государственные и квазигосударственные структуры и мн. др.
Однако наиболее серьезной проблемой является неэффективный маркетинг продукции. Узбекские компании, принимающие участие в международных выставках и рекламирующие свою продукцию, очень часто не отвечают на запросы покупателей по телефону или электронной почте, а их интернет-сайты часто не работают. Естественно, от этого страдает имидж всех поставщиков из Узбекистана.
Этот комплекс негативных факторов на фоне растущего предложения черешни на внутреннем рынке привел к резкому падению внутренних цен в 2017 г. Многие фермеры вынуждены были продавать черешню по $0,35-0,45 за кг, несмотря на то, что государственная компания “Узагроэкспорт” обещала выкупить весь урожай почти в 10 раз дороже.
Тем не менее, узбекская черешня имеет большой потенциал в мире. С большим трудом небольшие объемы черешни из этой страны поставляются в Южную Корею. В 2018 г. первые партии поступили в Китай. Если правильно подобрать сорта и технологию, то узбекская черешня может найти свою нишу и на рынках стран ЕС, ведь на рынке она появляется раньше турецкой. Пока же основным преимуществом узбекской черешни является очень низкая цена, однако со временем, будем надеяться, ее станут ценить и за качество. При этом даже с таким невысоким качеством Узбекистан уже начал оказывать серьезное негативное влияние на поставки продукции из Турции на рынок России. (АПК-Информ/Пищепром Украины)