Мы начали интересоваться украинским молоком для рынка Ирака почти полтора года назад. Изучая возможности поставок украинских молочных продуктов, встретились с одной из молочных компаний, провели переговоры. Выяснилось, что существует проблема с упаковкой. Я имею в виду, что украинские молочные заводы не производят молоко в упаковке того объема, который нам нужен, а именно, 130 мл. Наименьший объем, который нам могли предложить, был 240 мл. Оказалось, что в упаковочных машинах Тетра Пак, которые используют украинские молокозаводы, нельзя перенастроить линию на другой объем упаковки. Нужно менять всю линию, а это очень большие затраты.
Сейчас на молочном рынке Ирака присутствуют три крупные молочные компании: кувейтская компания KDD (Kuweiti Danish Dairy), компания Almarai (Саудовская Аравия) и Labneh (Иран). Эти три компании занимают очень большую долю молочного рынка Ирака. Они поставляют молоко.
В Украине мы хотели бы покупать сыр – пастообразный крем-сыр и рассольный, белый. Интересуемся возможностями поставок сметаны, мороженого и сухого молока. Кстати, я обращался здесь, в Украине, с запросом по сухому молоку, но никакой активности со стороны продавца не заметил.
Сейчас реально на иракском рынке молочных продуктов украинских производителей нет. Как я уже сказал, основная проблема с закупкой молока – в объеме упаковки. Кроме того, я бы сказал, что торговлю сдерживает страх. Боязнь нового рынка как следствие длительной практики торговли с Россией, куда шла подавляющая часть производимой молочной продукции и не надо было беспокоиться о сбыте на рынки других стран. Это было удобно – все знали друг друга, знали вкусы, привычки и предпочтения. Были налажены торговые связи. И когда возникла проблема с экспортом, пришлось срочно искать новые рынки. А как их искать? Нужно прежде всего знать тот рынок, куда ты собираешься продавать свой товар. Это касается любого товара, в том числе и молочных продуктов. Если серьезно нацелиться на новый рынок, то самый простой способ, как я считаю – взять на работу человека из этой страны. Сейчас в Украине учится много студентов, в том числе из Ирака. Они заканчивают университет, ищут работу. Их можно использовать для налаживания связей и изучения рынка.
Есть и искусственные трудности, не способствующие развитию торговли. Например, какой-либо бизнесмен из Эмиратов хочет попасть в Украину, чтобы ознакомиться с рынком и побывать на предприятиях потенциальных партнеров. Даже чтобы просто приехать в Украину, он должен провести массу времени в Консульстве Украины в своей стране, чтобы получить визу. Иногда процесс затягивается на полгода! Я уже 10 лет живу в Украине и собираюсь жить здесь и дальше. Поэтому я считаю, что для активного развития украинского экспорта, в том числе и молочного, не только предприятия-экспортеры должны иметь активные службы продаж, мгновенно реагирующие на запросы. Все, что связано с приездом экспортных партнеров в страну, должно быть на должном уровне: таксисты в аэропортах, персонал гостиниц и представительства в других странах.
Что может предложить украинским молокозаводам наша компания Al-Rashidiya для облегчения входа на рынок Ирака? У нас есть штат менеджеров в крупных городах Залива, стационарные офисы в городах Багдад и Дубай, круглосуточно работающий колл-центр и ежедневно растущая клиентская базу, в которой сейчас пока что более 100 000 предприятий Ирака и соседних стран Леванта (Саудовская Аравия, Кувейт, Иордания, Сирия). Мы можем рассмотреть возможность реализации ликвидной продукции украинских предприятий в своей сети. (Инфагро/ Пищепром Украины)