Американец Ховард Дал был назначен председателем совета директоров Astarta Holding в марте 2017 г. вместо Валерия Короткова, который сейчас продает свои акции канадскому инвестфонду Fairfax.
Господин Дал вырос в семье потомственных сельхозмашиностроителей. Его дед, в 20-летнем возрасте эмигрировавший из Норвегии в США, стал возделывать необрабатываемые до тех пор земли Северной Дакоты и создал известный во всем мире погрузчик Bobcat.
Как собственник компании по производству техники для выращивания сахарной свеклы, Ховард Дал начал сотрудничать с украинской “Астартой” еще в 2001 г. И теперь, по его словам, их с собственником агрохолдинга Виктором Иванчиком объединяют не только деловые, но и дружеские отношения.
– До сотрудничества с “Астартой” вы были связаны с аграрным бизнесом?
– Мой дед был фермером и изобретателем. Он создал погрузчик Bobcat, который до сих пор используют в разных странах. Потом отец с братом основали успешную компанию по производству тракторов Steiger. За шесть лет, с 1970 г., объем продаж этой техники увеличился с $2 млн до $105 млн.
А в 1974 г. они вместе с партнерами создали совместное предприятие в Венгрии – на тот момент это было одно из первых СП американцев с компаниями из стран Восточного блока. Так я впервые посетил Восточную Европу.
Мой путь в аграрном бизнесе начался в 1991 г. Тогда мы с братом основали компанию Concorde по производству пневматических сеялок, а через несколько лет купили небольшой бизнес, специализировавшийся на свеклоуборочной технике, и объединили эти направления в компанию Amity Technology.
Сейчас наша компания занимает 80% на рынке техники для сбора сахарной свеклы в Северной Америке. А в Украине и России работают около 1 тыс. наших комбайнов.
– Какова ваша роль в этом бизнесе?
– Я руковожу Amity Technology, мой брат отвечает за производство.
– То есть технологии и оборудование для выращивания сахарной свеклы стали основанием для вашего знакомства с руководством “Астарты”?
– Да, мы с Виктором Иванчиком познакомились в 2001 г. Для нас “Астарта” была важным клиентом, а г-н Иванчик был заинтересован в опыте американских фермеров по выращиванию сахарной свеклы. Тогда он и его коллеги посетили фермы в Северной Дакоте и Миннесоте, а также мы встретились с банкирами в Нью-Йорке, чтобы обсудить вопросы финансирования поставок техники.
Виктор стремится перенять лучший опыт разных рынков. Мы подготовили 60-страничную публикацию – лучшие практики выращивания сахарной свеклы. И Виктор был одним из немногих наших клиентов, наиболее последовательно внедрявшим эти технологии в практику своей компании. И очень быстро деловые отношения между нами переросли в дружбу.
– Какие качества привлекли в украинском партнере?
– Доверие, целостность и прозрачность. Я считаю, что эти качества характеризуют стратегически ориентированный бизнес. Еще очень привлекло то, что и компания, и основатель политически нейтральны.
То есть компания была создана благодаря упорной системной работе, без привлечения политических связей. И мне приятно рассказывать своим друзьям в США, что в Украине есть такие позитивные примеры.
– Ваша кандидатура была предложена канадским инвестфондом Fairfax вместо Валерия Короткова. Какие задачи поставил перед вами фонд?
– Как стратегический инвестор, Fairfax заинтересован в долгосрочном развитии компании. Они не собираются заниматься микроменеджментом и демонстрируют высокий уровень доверия к Виктору и его управленческой команде.
Поэтому наша главная совместная задача – обеспечить дальнейший рост “Астарты”, развивая сильные стороны, которые есть у компании. В этом смысле мой опыт сотрудничества с агробизнесами по всему миру может быть полезным.
– За 2016 г. стоимость акций “Астарты” повысилась на 56%. Какую роль в этом росте сыграла новость о приобретении 10% акций компании инвестфондом Fairfax?
– Разумеется, повышение стоимости акций обусловлено рядом факторов. И я не разделял бы их по важности. Конечно, то, что Fairfax стал акционером компании, позитивно влияет на ее капитализацию. В бизнес-среде считается, что если Fairfax становится вашим акционером, то это своего рода знак качества для компании.
Также удорожанию акций способствовали позитивные финансовые результаты компании. В 2016 г., по сравнению с 2015 г., чистая прибыль увеличилась в 5,2 раза – до EUR83 млн. Удалось существенно сократить кредитную нагрузку, благодаря чему отношение чистого долга к EBITDA на конец года составляло менее единицы (0,96х).
“Астарта” существенно увеличила объемы экспорта. Если пять лет назад доля экспорта в общем объеме реализации продукции составляла около 10%, то сейчас – 50%. Для инвесторов – это хеджирование валютных рисков, дополнительный бонус.
Кроме того, на стоимость акций повлияло снижение страновых рисков Украины.
– Но когда Fairfax впервые обратил внимание на украинскую компанию, риски страны были гораздо выше…
– Первая встреча президента Fairfax Према Ватса и Виктора Иванчика состоялась в Канаде осенью 2015 г. Когда представители фонда оценили структуру бизнеса, команду управленцев, то преимущества компании перевесили риски, связанные со страной.
Надо сказать, что у Fairfax и “Астарты” много общего – и в стратегических подходах, и в высокой корпоративной ответственности. Например, фонд г-на Ватсы, как и “Астарта”, большое внимание уделяет благотворительности.
– По соглашению, Fairfax имеет опцион на покупку оставшейся доли г-на Короткова в “Астарте”, т.е. может довести свою долю в компании до 27,8%. Когда это планируется осуществить?
– Соглашение подразумевает три транша. Первый, по приобретению 9,9% акций, прошел 4 января. Второй – 17 марта, и фонд купил у бывшего собственника “Астарты” еще 9,9% акций. Полностью сделка будет закрыта до лета.
– Виктор Иванчик выражал надежду на активное сотрудничество с Fairfax. В чем, по-вашему, оно будет выражаться?
– Надо сказать, что Fairfax начал инвестировать в агробизнес относительно недавно. Несмотря на это, мы видим значительные возможности в налаживании, например, бизнес-контактов с сетью компаний, в которые инвестирует Fairfax по всему миру.
На прошлой неделе состоялся Agri-Summit Fairfax, который фонд теперь планирует проводить ежегодно. Там присутствовали десять аграрных компаний из Турции, Индии, Южной Африки, Канады и Украины. В ходе “мозгового штурма” появилось много идей по синергии. В частности, обсуждалась возможность поставок сахара для индийских и турецких компаний.
– Разве “Астарта” не экспортировала продукцию в Турцию?
– Экспортировала. Но теперь открываются новые возможности, поскольку мы сможем продавать товар напрямую конечным потребителям, а не посредникам. Кроме того, в производстве мы можем ориентироваться на потребности конкретных заказчиков, выпуская, например, сахар того вида, который больше подходит покупателю (цветность, размер кристалла, другие характеристики).
И от такого сотрудничества выиграют обе стороны. Также в мае в Украину прилетит делегация индийской компании, занимающейся переработкой сельхозотходов, чтобы обсудить возможные варианты сотрудничества. Так что перспектив много.
– “Астарта” – не первая компания, в которую инвестировал Fairfax. Можно ли говорить, что они продолжат инвестировать в украинские активы?
– Я не являюсь сотрудником фонда. Но, насколько понимаю, Fairfax доволен своими инвестициями и в “Астарту”, и в “Овостар” и задумывается о том, как увеличивать свое присутствие в Украине. В Индии, к примеру, фонд инвестирует в банки, фармацевтические компании, аэропорты. Если представители фонда будут видеть, что инвестиции здесь работают, конечно, будут больше вкладывать.
– Что бы вы пожелали украинским фермерам?
– Украине на самом деле очень повезло – у вас огромные запасы чернозема. Но важно сохранить и увеличить содержание гумуса в почве, используя соответствующие технологии. Например, в США, когда длина стеблей кукурузы достигает 40 см, фермеры в междурядье высаживают турнепс, обогащающий почву азотом. Это особенно важно с точки зрения органического земледелия и повышающегося мирового спроса на органические продукты. (Бизнес/ Пищепром Украины)