Всего пять стран в мире производят более 20 млн т картофеля в год, и среди них – Украина. Эта сельскохозяйственная культура у нас ежегодно выращивается на площади 1,3-1,4 млн га (5,2% отечественных сельхозземель).

В прошлые годы урожаи отечественной картошки превышали 20-22 млн т, однако большие объемы выращивания не обеспечивают производителям сверхприбылей при ее продаже. Почти каждый год фермеры сталкиваются с проблемой рынков сбыта. Один из главных факторов этого заключается в том, что более 85% картофеля выращивается в частных хозяйствах, на приусадебных участках дачников и на полях мелких фермеров. Средние и крупные агрохолдинги в совокупности занимают не более 10-15%.

Делать ставку на картофель экспортноориентированные агрокомпании не собираются. А вот средним и мелким предпринимателям при разумном подходе к бизнесу эта культура может пригодиться, потому что перераспределение этого рынка неизбежно. Из-за отсутствия современных овощехранилищ и практически полного отсутствия переработку этого продукта крестьяне несут большие потери, более половины всего урожая основном идет на корм скоту. Городские потребители переориентируются на такой канал сбыта, как маркеты.

Оставаясь одним из крупнейших производителей картофеля в Европе, Украина почти не перерабатывает его. По данным Украинской ассоциации производителей картофеля, в структуре реализации урожая отечественного картофеля доля перерабатывающей промышленности составляет не более 3-5%, в то время как в странах ЕС, где урожайность в 2-2,5 раза выше, ситуация зеркально противоположная: в свежем виде там продают всего 6-7% продукции – остальное идет на переработку. Именно этот дисбаланс, по мнению некоторых экспертов, является одной из главных причин низкой эффективности этого бизнеса в нашей стране.

Из всех возможных направлений на нашем рынке развито разве что производство чипсов. Хотя на волнах тренда здорового питания предприниматели могли бы подумать и над производством других, более полезных картофельных снеков и перекусов.

“Будущее картофельной отрасли зависит от дальнейшего развития сегмента переработки, – убежден президент Украинского ассоциаций производителей картофеля Николай Гордийчук. – Например, спрос на замороженный картофель фри в Украине постоянно растет, в частности со стороны сегмента НоRеСа, который удовлетворяется сегодня преимущественно за счет польского импорта”.

По расчетам УАПК, собственный потенциал производства позволяет построить отечественные предприятия, которые смогут удовлетворить не только потребности внутреннего рынка в замороженной картошки фри, но и будут экспортировать свою продукцию в страны СНГ, Южной Африки, Азии и Ближнего Востока.

Другое интересное направление в переработке картофеля – производство крахмала, который широко используется в пищевой, фармакологической, целлюлозно-бумажной и текстильной промышленности. Кстати, компания “Вимал” недавно начала строительство в Черниговской области нового завода по производству картофельного крахмала, который сможет перерабатывать не только некондиционной, поврежденный и мелкий картофель, но и крахмалсодержание сорта картофеля. Ранее сообщалось, что в Украине стало выгодно выращивать смородину, ежевику и крыжовник. (УН/ Пищепром Украины)

Добавить комментарий