В начале июня Олег Салагай, официальный представитель Министерства здравоохранения, заявил, что в правительстве продолжается обсуждение инициативы по введению акцизного сбора на газированные напитки. Ранее это же подтверждал замглавы Министерства финансов Илья Трунин. “По сахаросодержащим напиткам, как и электронным сигаретам, различные варианты налогообложения в мире сейчас используются, мы тут не будем выбиваться из какого-то тренда”, – заявил он.
Между тем законодательное регулирование рынка сахаросодержащих напитков при помощи акцизов не снижает уровень потребления сахара населением и не способствует пополнению бюджета. Об этом свидетельствуют примеры из мировой практики. В США налог на сладкие напитки введен только в двух штатах: с 1951 г. – в Западной Вирджинии и с 1992 г. – в Арканзасе. Тем не менее введенный акциз никак не позволил уменьшить количество людей с избыточным весом – Западная Вирджиния уверенно занимает третье место в стране по количеству людей с ожирением (34,5%), а Арканзас – четвертое (33,8%). Данный косвенный налог способствовал переходу потребителей на аналогичные более дешевые, но не менее калорийные продукты.
В Мексике налог на газированные напитки ввели в 2014 г. При величине акциза – 1 песо на литр напитка – цена на безалкогольную газировку повысилась от 9% до 18% в зависимости от размера тары. В результате в стране обанкротились десятки тысяч небольших магазинчиков, половина ассортимента которых попала под новый налог, сократились рабочие места, обеспечивающие больше 600 тыс. мексиканских семей.
Идея введения подобного сбора обсуждалась во многих странах мира, однако прогнозируемое увеличение бюджета за счет данного налога оказалось спорным. Так, филиппинские эксперты подсчитали, что предложенная 20%-я ставка акциза на подслащенные напитки поднимет поступления в бюджет более чем вдвое – до 10 млрд. песо, но при этом будет отрицательно воздействовать на сбор других налогов, в частности налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, что приведет к чистому убытку в размере 77,4 млрд. песо. В результате акциз не был принят парламентом.
Отрицательные последствия введения налога прогнозируют и российские эксперты. По словам Дарьи Снетко, начальника центра экономического прогнозирования “Газпромбанка”, дополнительные акцизы на товары с целью пополнения бюджета в нынешних условиях вводить не стоит. “Такого рода изменения, особенно резкие, не отраженные в долгосрочных каких-то стратегиях развития отраслей, будут иметь негативный эффект с точки зрения объемов производства и объемов потребления. Это всегда плохо для экономики и роста ВВП”, – говорит она.
Не стоит забывать и о единых нормативных требованиях по выпуску безалкогольных напитков, действующих на территории ЕАЭС. Напитки единообразно маркируются и свободно обращаются на рынках Союза. Введение акциза в РФ приведет к заполнению внутреннего рынка аналогичными товарами, в частности из Белоруссии и Казахстана, где достаточно свободных мощностей для производства дополнительного объема безалкогольных напитков. В связи с чем ослабнут позиции российских производителей на рынке.
Производители газированных напитков предупреждают, что введение акциза приведет к существенному росту цен на продукцию, что повлечет падение объемов продаж и как следствие – сокращение выручки и налогооблагаемой базы. Замдиректора новосибирской компании “Карачинский источник” Елена Нагорнова считает очевидным уже сейчас, что цены на продукцию существенно возрастут, объемы продаж значительно упадут – и это станет серьезной проблемой для всей отрасли.
Опасения разделяет уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов: “Производство безалкогольных напитков является низкомаржинальным, и в настоящее время из-за кризиса большинство предприятий отрасли работает на грани или ниже уровня рентабельности, введение дополнительной налоговой нагрузки обусловит соответствующий рост цен и, как следствие, дальнейшее сокращение рынка и закрытие целого ряда предприятий”.
С этим трудно не согласиться: предприятия отрасли обеспечивают рабочими местами немалую часть населения страны. Всего в индустрии производства безалкогольных напитков на России задействовано свыше 100 тыс. человек, еще сотни тысяч людей заняты в смежных отраслях. Так, например, “Coca-Cola Россия” обеспечивает рабочими местами более 10 тыс. человек, предоставляя также 60 тыс. рабочих мест в смежных областях. К тому же международные компании, действующие на территории РФ, способствуют развитию локальных поставщиков, закупая у них сырье. Восемьдесят-девяносто процентов ингредиентов и материалов для производства напитков “Coca-Cola Россия” закупает у российских компаний.
Таким образом, от введения акциза на сахаросодержащие напитки пострадают как потребители, так и производители. Цены на товар повысятся, тем самым спровоцировав спад продаж, компаниям придется оптимизировать бизнес, сокращая объемы производства и рабочие места. В связи с этим инициатива правительства вызывает больше вопросов и обсуждений, нежели ведет к решению проблем. (ТАСС/ Пищепром Украины)