Президент Петр Порошенко намерен сделать важное заявление о дальнейшей судьбе своего главного актива – корпорации Roshen. Какой-либо конкретики не прозвучало, но глава государства в очередной раз подчеркнул, что претендентов на его бизнес нет из-за военных действий на Донбассе. В то же время, по данным агентства Bloomberg, мировой гигант в кондитерской отрасли компания Nestle готова была заплатить за Roshen $1 млрд., что в три раза меньше ожиданий продавца. Эксперты разделились во мнении – одни предполагают, что инвестиционный климат в стране действительно не способствует вложению денег в актив, а другие подчеркивают, что президенту просто не нужно было давать пустых обещаний о продаже бизнеса.
Последнее заявление Петра Порошенко о продаже Roshen практически не отличалось от предыдущих. Несколько дней назад в интервью ВВС он уточнил, что из-за войны и отсутствия покупателей не может продать свой бизнес. “Возможно, через несколько недель я раскрою важную информацию относительно этого”, – внес он интригу.
О решении избавиться от бизнеса Петр Порошенко заявил больше года назад во время предвыборной гонки на пост президента. Он отмечал, что “олигарх никогда не должен быть президентом”, так как “в противном случае появляется соблазн использовать политическую власть для ведения собственного бизнеса”. “Я продам концерн Roshen, если меня выберут президентом Украины”, – утверждал Порошенко еще в начале апреля 2014 г. в интервью немецкому изданию Bild. Эти намерения он подтвердил на следующий день после выборов, 26 мая 2014 г. Но уточнил, что “5 канал” продан не будет. Спустя три месяца стало известно, что продажей активов займутся международная финансовая консалтинговая группа Rothschild и украинская ICU (основателем которой является нынешняя глава НБУ Валерия Гонтарева).
Основным бизнесом Петра Порошенко является корпорация Roshen, которой он владеет через компанию “Прайм эссетс кэпитал”. В Украине она является лидером по продажам кондитерских изделий и объединяет три фабрики в Украине, две – в России, а также по одному заводу в Литве и Венгрии. В 2013 г. в рейтинге Global Top 100 – Candy Industry Roshen занимал 20-е место среди мировых производителей кондитерских изделий с выручкой в $1,02 млрд.
Однако в конце 2013 г. Roshen потерял один из рынков сбыта – Россия ввела запрет на ввоз продукции компании в страну. Последующее обострение отношений между странами, политический кризис внутри Украины, а также падение экономики и военные действия в восточном регионе привели, по оценкам агентства Bloomberg, к падению выручки корпорации на 30%. В результате перечисленных факторов на момент официального старта, которым можно считать назначение Rothschild и ICU (конец августа 2014 г.), стоимость Roshen, по подсчетам украинских экспертов, находилась в пределах $1-1,5 млрд.
В конце 2014 г. глава государства заявил, что на Roshen претендовали четыре компании, однако до окончания войны они не собираются принимать какие-либо решения. “Сложности возникают с решимостью потенциальных покупателей что-либо делать в ситуации, когда в России арестовывают активы, в Украине продолжаются боевые действия, потребление в обеих странах сокращается на фоне экономического спада, а национальные валюты девальвируют. В понимании потенциальных покупателей у них всегда есть опция подождать и присмотреться”, – поясняет управляющий директор ICU Макар Пасенюк. При этом уточняет, что покупателей, которые могут финансово потянуть такую сделку, не так уж и много в мире, среди профильных инвесторов – не более 7-8. В 2014 г. в рейтинге Global Top 100 – Candy Industry в первую восьмерку по объемам продаж вошли американские компании Mars, Mondelez, Hershey’s, швейцарская Nestle, японская Meiji, итальянская Ferrero, аргентинская Arcor и нидерландская Haribo. “Если ситуация не изменится, я буду вынужден продать Roshen менеджменту”, – уточнил тогда глава государства.
Однако в начале мая в агентстве Bloomberg появилось сообщение, что один из крупнейших мировых производителей компания Nestle готова заплатить за корпорацию Roshen $1 млрд. В то же время руководство корпорации заявило, что Петр Порошенко оценивает свой бизнес в $3 млрд. В компании ICU, выступающей финансовым консультантом, утверждали, что никаких предложений по цене от потенциальных покупателей они не получали.
Под давлением общественности была попытка продать отдельно от бизнеса заводы в России. Основным претендентом на Липецкую кондитерскую фабрику «Рошен» в России был один из крупнейших российских производителей снеков – холдинг “КДВ групп”, сообщало издание Forbes со ссылкой на источник в компании. Однако сделка так и не произошла.
“В целом привлекательность актива сейчас под вопросом в связи со сложившейся ситуацией вокруг завода”, – говорит исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка России Елизавета Никитина. В конце марта 2015 г. налоговая служба РФ обязала липецкую фабрику выплатить 30 млн. руб. ($601 тыс.) недоплаченных налогов. Но уже в апреле имущество завода было арестовано в качестве обеспечения иска Следственного комитета РФ в рамках уголовного дела о мошенничестве уже на 180 млн. руб.
В докризисное время продажа такой компании, как Roshen, могла занять около года, отмечает глава аналитического отдела Eavex Capital Дмитрий Чурин. “До окончания этого срока есть еще три месяца. Но нужно учитывать непростую ситуацию в стране, когда действительно найти инвестора достаточно сложно”, – добавляет эксперт.
Генеральный директор ИК Concorde Capital Игорь Мазепа добавляет, что в последние два года крупных сделок на рынке не происходило, мало того, крупные компании наоборот выходили с рынка, к примеру, Chevron. Американская нефтегазовая компания отказалась от разработки углеводородов на Олесской площадке в западном регионе, но по более приземленной причине, чем военные действия, – из-за увеличения в два раза стоимости пользования недрами при добыче газа.
Другого мнения придерживается ассоциированный директор отдела корпоративных финансов и M&A компании EY в Украине Александр Романишин: “Интерес со стороны покупателей к такому активу, как Roshen, был до кризиса и есть сейчас. Стратеги, которыми являются мировые корпорации, конечно, учитывают военные действия, падение экономики страны, но они оценивают актив с точки зрения перспективы”. Стоит отметить, что перспективы у Roshen на внутреннем рынке есть, хотя бы потому, что значительно ослабили позиции прямые конкуренты – компании “АВК” и “Конти”. Дело в том, что часть их активов находится в зоне проведения АТО.
Впрочем, вопрос не в инвестиционной привлекательности страны или покупателях, а в обещании, которое было сделано, говорит исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации Анна Деревянко. “Можно было отдать активы в управление. Но если уж дал обещание, нужно его выполнить и в кратчайшие сроки. Иначе нереалистичные обещания формируют неоправданные ожидания”, – говорит Деревянко. Она добавила, что нужно научиться давать реалистичные обещания, и это касается всей украинской политики.
Теперь все зависит от заявления Петра Порошенко. “Одним из вариантов может быть продажа зарубежных заводов. Однако на украинские вряд ли найдется покупатель”, – говорит И. Мазепа. Вполне вероятно, что может быть фиктивная продажа, предполагает инвест-банкир, попросивший об анонимности: “Если бы действительно было желание продать, то это давно было бы уже сделано”, – добавляет собеседник. (Апостроф/Пищепром Украины и мира)