Российская аквакультура развивается недостаточно быстрыми темпами, чтобы всерьез участвовать в обеспечении продовольственной безопасности страны. Между тем возможности для ее роста на Северо-Западе далеко не исчерпаны.

Уточнять термин “аквакультура” вполне уместно, так как в России с этим аспектом агропрома в реальности мало кто знаком. Как полноправный бизнес товарное рыбоводство потенциальными предпринимателями практически не рассматривается, и рыбный бизнес пока воспринимается исключительно как рыбодобыча.

Сегодня, на фоне сложной внешнеполитической обстановки, введения санкций и контрсанкций, на развитие аквакультуры, как и в целом на подъем российского сельского хозяйства как залога продовольственной безопасности страны, власти наконец-то обратили хоть какое-то внимание. Тем более что за счет “рыбного фермерства” вполне можно повысить занятость населения на общем фоне роста безработицы. И происходить развитие малого и среднего бизнеса в этом случае будет не в столице, а непосредственно в регионах.

По данным ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций), на аквакультуру, которая является одной из самых быстрорастущих отраслей производства продовольствия, в настоящее время приходится почти 50% общемирового объема рыбы, используемой в пищу. И если в 1970-е годы отраслью аквакультуры было произведено лишь около 3 млн. т рыбы, то к 2012 г. – уже 66,6 млн. т суммарной стоимостью $138 млрд. Сегодня в отрасли занято около 23 млн. работников по всему миру. Первенство здесь удерживают страны Азиатско-Тихоокеанского региона, обеспечивая около 85,5% общемирового производства. “Аквакультуристы” из скандинавских стран, в частности, из Норвегии и Финляндии, тоже числятся в лидерах.

Россия обладает крупнейшим фондом внутренних водоемов и прибрежных морских акваторий. Рыбохозяйственный фонд внутренних пресноводных водоемов РФ включает 22,5 млн. га озер, 4,3 млн. га водохранилищ, 0,96 млн. га сельскохозяйственных водоемов комплексного назначения, 142,9 тыс. га прудов и 523 тыс. км рек. Наибольшим фондом рыбохозяйственных водоемов располагают Сибирский (7516,6 тыс. га) и Северо-Западный (6510,4) федеральные округа. Однако, по данным Росрыболовства, сегодня в России производят лишь 0,2% от общемирового объема продукции аквакультуры. Процентное соотношение рыбы, выращиваемой фермерскими хозяйствами, и вылавливаемой “дикой” рыбы, на российском рынке примерно равно 5% к 95% – аквакультура по всем показателям уступает традиционному океаническому и прибрежному лову.

Кстати, развивать рыбоводство стратегически важно не только по чисто экономическим соображениям, но и с точки зрения экологии. Аквакультура в этом свете рассматривается как основной инструмент для сокращения объемов промышленного лова ради воспроизводства природных ресурсов.

Сегодня правовые основы государственного регулирования в области рыбоводства установлены Федеральным законом №148 “Об аквакультуре…”. Документ был принят только 3 июля 2013 г., хотя первое чтение законопроекта состоялось еще в 2011 г., а в целом работа велась около 14 лет. То, что такие важные положения, как отнесение товарного рыбоводства к сельскохозяйственному производству, а также нюансы закрепления права собственности на объекты аквакультуры и ряд других аспектов, были упорядочены и закреплены законодательно только два года назад, говорит само за себя. Правовая неурегулированность рыбоводства до недавнего времени называлась всеми экспертами как одна из главных причин медленного развития отрасли. Ранее вся аквакультурная деятельность подпадала под действие закона о рыболовстве, что порождало абсурдные с точки зрения бизнеса ситуации и приводило к конфликтам с властями. Например, дорогостоящие импортные мальки, пускаемые в водоемы и выкармливаемые там до взрослого состояния, юридически принадлежали государству – собственность на рыбу у предпринимателей возникала только в момент вылова.

Да, ситуация уже начала нормализовываться, и ожидается, что новый ФЗ и два десятка подзаконных актов сделают рыбопроизводящий сектор гораздо более привлекательным для инвестиций и частных бизнес-инициатив. Но вступил в силу закон только чуть больше года назад, 1 января 2014 г. Поэтому неудивительно, что Россия отстает от ведущих мировых держав в этой сфере производства реального сектора экономики на десятилетия.

Среди новых государственных шагов, которые должны поспособствовать подъему отрасли, можно назвать принятие в январе 2015 г. отраслевой программы “Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) Российской Федерации на 2015-2020 гг.”. Целевые показатели программы: объем производства товарной рыбы уже в 2015 г. должен составить 195,52 тыс. т (рост к уровню 2013 г. – 25,8%), в 2016 г. – 225,4 (рост к уровню 2013 г. – 45,1%), а к 2020 г. предполагается довести показатели производства товарной рыбы до 330,2 тыс. т (рост к уровню 2013 г. в 2,1 раза). Объем производства рыбопосадочного материала составит соответственно: 2015 г. – 29,41; 2016 г. – 31,29; 2020 г. – 38,68 тыс. т.

Для обеспечения прироста рыбоводной продукции предусматривается повысить конкурентоспособность продукции аквакультуры за счет введения новых перспективных одомашненных видов и пород рыб; провести комплекс мероприятий в рыбоводных хозяйствах по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней рыб; провести рыбохозяйственную мелиорацию и ввести в эксплуатацию до сих пор не используемые пруды. Объем федерального субсидирования программы: по 110 млн. руб. в 2015-2017 гг. и по 150 млн. – в 2018-2020 гг. Итого – 780 млн. руб.

Также в середине марта появился новый порегиональный перечень водных объектов, в которых возможно осуществление рыбоводства в установленном законодательством порядке. Списки были подготовлены Министерством сельского хозяйства РФ и Росрыболовством совместно с региональными властями. Сейчас здесь перечислены около 2 тыс. водных объектов и, как ожидается, список будет оперативно обновляться и расширяться по мере поступления дополнительной информации. На Северо-Западе рыбопромысловые участки уже отмечены на таких естественных водных объектах, как: Финский залив и, в частности, бухта Портовая в Ленинградской области; Белое море, Онежское и Ладожское озера и еще десяток озер в Карелии; бассейн реки Светлой в Архангельской области; озера в бассейнах рек Печора, Мезень, Сысола и Вычегда в Республике Коми; озера Кожино, Новозеро, Мунское и Кумзерское в Вологодской области; озера Усвеча, Белая Струга и Радиловское в Псковской области и другие. Есть в списке и участки на таких интересных объектах, как пруд-охладитель и сбросной канал Череповецкой ГРЭС, а также Вытегорское, Выгозерское и Юшкозерское водохранилища. А вот в Новгородской области, по состоянию на 10 февраля 2015 г., рыбоводные участки для осуществления товарного рыбоводства на водных объектах, не предоставленные в пользование хозяйствующим субъектам, отсутствуют. Данных по Санкт-Петербургу (учитывая функциональное значение и экологическую обстановку мегаполиса, это и понятно) и Калининградской области в документе пока нет.

Сдерживающим фактором развития аквакультуры в России является и слабое участие науки в ее развитии. Положения о научных исследованиях в ФЗ “Об аквакультуре” не установлены, что по-прежнему лишает отраслевых академиков государственной поддержки. Но в целях улучшения ситуации Росрыболовством совместно с Минсельхозом России в этом году принято решение об увеличении финансирования рыбохозяйственной науки на 2015 г. примерно на 1,1 млрд. руб. и на 2016-2017 гг. – по 0,6 млрд. Для справки, в Евросоюзе с 2007 г. на исследования в аквакультуре истрачено уже свыше 80 млн. евро, что обеспечило рост отрасли на 75%.

В целях структурирования работы ученых замминистра сельского хозяйства – руководитель федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков осенью прошлого года подписал приказ о создании совета директоров рыбохозяйственных научно-исследовательских институтов при руководителе Росрыболовства, который станет постоянным совещательным органом по вопросам организации отраслевой научно-исследовательской деятельности. В совет директоров вошли главы 13 отраслевых институтов.

Сама научная программа развития российской аквакультуры в апреле была представлена на коллегии Министерства сельского хозяйства РФ директором ФГБНУ “ВНИРО” Михаилом Глубоковским. Программа рассчитана на три года, однако первые значительные результаты ожидается получить уже в ближайшем будущем. Одна из первостепенных задач – создание современных комбикормов на основе местного сырья. Также ученые займутся разработкой механизмов предупреждения заболеваний объектов аквакультуры и минимизации их последствий (болезни рыб при интенсивном выращивании – это бич рыбоводных предприятий во всем мире). Необходимо создавать и новые селектированные сорта рыб, которые дают прибавку рыбоводным хозяйствам на 40-60% и повышение продуктивности объектов аквакультуры, в частности, осетровых, карповых, лососевых, сиговых видов рыб. Важна и работа над механизмами длительного сохранения генофонда редких исчезающих видов водных биоресурсов. Особое внимание в проекте развития аквакультуры уделено осетровым видам рыб. Работа рыбохозяйственных НИИ направлена на генетическую паспортизацию маточных стад осетровых рыб, разработку системы генетического мониторинга искусственного воспроизводства и создание системы прослеживаемости продукции из осетровых видов рыб, выращенных в искусственных условиях. Ученые ВНИРО планируют минимизировать вкусовые отличия между дикой осетровой рыбой и выращенной в искусственных условиях. В дальнейшем это поможет увеличить количество легальной аквакультурной продукции на рынке и сократить браконьерство.

Процедуру реорганизации отраслевых НИИ в ФГБНУ Росрыболовство должно было завершить к 1 января 2015 г., то есть теперь им предстоит работать в новых условиях, связанных с выполнением конкретных государственных заданий с учетом специализации и географического положения. “Это поможет максимально рационализировать кадровый и материально технический потенциал институтов, исключить дублирование в работе рыбохозяйственных НИИ и в целом сократить общие сроки исследований”, – считает Михаил Глубоковский.

Конкретные меры финансовой поддержки рыбоводного бизнеса государством в законе об аквакультуре прописаны не были. И пока согласовываются объемы федерального финансирования, региональные власти стараются самостоятельно поддерживают отрасль.

О введении нового вида господдержки на корма для рыб объявило в феврале правительство Ленинградской области. В бюджете на эти цели выделено 30 млн. руб., то есть уровень субсидирования рыбохозяйственного комплекса 47-го региона увеличится более чем вдвое. Ставку субсидии предполагается установить на уровне 20% от стоимости представленных к господдержке кормов для рыб – как импортных, так и российских. Это должно помочь производителям выполнить планы 2015 г. по увеличению объемов выращивания товарной рыбы до 8 тыс. т и в целом ускорить темпы развития региональной аквакультуры, которые в значительной мере зависят от стоимости кормов и посадочного материала.

Развитие непосредственно рыбоводческого бизнеса стимулирует и рост сопутствующих предприятий. Речь может идти не только о перерабатывающих заводах, но и, например, о производителях комбикорма. С 2007 г. в ЗАО “Гатчинский комбикормовый завод” начали выпускать корма для рыб промышленного производства. Это значительно облегчает процесс функционирования рыбоводных предприятий 47-го региона и уменьшает зависимость от поставок импортного корма. Сегодня рыбные корма, произведенные в Ленинградской области, почти на 20% дешевле импортных аналогов. Очевидно, что значительная часть денежных средств, выделяемых из бюджета в виде субсидий на корма для “аквакультуристов”, таким образом, останется в пределах региона. В плюсе при этом, что показательно, оказываются все участники рынка.

Другой перспективной нишей для развития бизнеса в сфере аквакультуры является выращивание мальков – регионам необходимо строительство собственных смолтовых заводов. Введенное Россией 7 августа 2014 г. эмбарго проявило это слабое место в рыбоводстве, и по просьбе рыбопромышленников, которые боялись остаться без сырья, в список запрещенной для ввоза продукции уже 20 августа были внесены поправки – норвежских мальков из него исключили. По данным ФТС, в 2013 г. импорт мальков форели и лосося (смолта) в Россию составил почти $15 млн. В одну только Мурманскую область сегодня поставляется приблизительно 7,5 млн. мальков лосося. Чтобы в будущем не зависеть от импортной продукции, в перспективных с точки зрения развития аквакультуры регионах планируется строительство собственных смолтовых заводов. “Будем разговаривать с теми регионами, где такие заводы необходимы. Прежде всего, это Мурманская область, где сейчас находится основное производство атлантического лосося. То, что касается субсидирования на следующий год, это будет около 1,4 млрд. руб. на все аквакультурные проекты” – заявлял тогда же в августе 2014 г. глава Росрыболовства Илья Шестаков.

Реальные примеры успешного бизнеса в сфере рыбоводства уже есть. В феврале ОАО “Группа компаний “Русское море” объявило о переименовании в публичное акционерное общество (ПАО) “Русская аквакультура”. Прежде всего, это связано со стратегией компании, направленной на рост именно в сегменте аквакультуры.

В 2007 г. сегодняшняя “Русская аквакультура” начиналась с единичного форелеводческого хозяйства “Сегозерское” в Карелии (Сегозеро – одно из крупнейших озер Северо-Запада России). По итогам конкурсных торгов в 2011 г. предприятие получило права на использование для выращивания семги и форели, дополнительно к уже осваиваемым, еще на семи рыбопромысловых участках на озерах Карелии и 18 участках в акваториях Баренцева и Белого морей. Таким образом, в настоящее время ПАО принадлежат права на 29 участков для выращивания лосося и форели. Потенциальный общий объем выращивания на данных участках составляет около 70 тыс. т красной рыбы, или 50% общего потребления семги и форели в России. Реализация рыбы сегмента аквакультуры осуществляется через собственную сеть дистрибуции ЗАО “Русская рыбная компания”.

До 2020 г. в создание вертикально интегрированного холдинга “Русская аквакультура” намерена инвестировать 10-13 млрд. руб. Компания планирует увеличить рост производства более чем в четыре раза, минимум до 21 тыс. т охлажденной рыбной продукции для внутреннего рынка РФ; создать девять современных действующих рыбных ферм в Мурманской области; наладить эффективную национальную дистрибуцию охлажденной и замороженной рыбной продукции. Чтобы снизить зависимость от импорта, а также валютные и политические риски, в компании рассматривают и вопрос строительства завода по выращиванию малька атлантического лосося с мощностью до 12 млн. штук смолта в год, и строительство завода по производству кормов производственной мощностью до 80 тыс. т в год.

По мнению председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАН Владимира Кашина, основными сдерживающими факторами развития товарного рыбоводства в России являются: недостаток программных документов по развитию аквакультуры; недостаточно эффективная финансовая государственная поддержка; слабо развитый механизм страхования; устаревшие производственные мощности и материально-техническая база рыбоводных предприятий; дефицит качественного местного рыбопосадочного материала; импортозависимость по кормам; отсутствие финансирования научно-исследовательских работ в области рыбоводства (аквакультуры); недостаток квалифицированных специалистов-рыбоводов с профильным образованием.

Таким образом, сегодня курс на импортозамещение, конечно, начал положительно влиять на развитие аквакультуры в России и Северо-Западном регионе, но пока это лишь капля в море. Для реального подъема отрасли нужны гораздо более масштабные денежные вливания, действенные меры господдержки, гарантии для инвесторов и развитие государственно-частных проектов и, главное, четко выраженная политическая воля. (Эксперт-Северо-Запад/Пищепром Украины и мира)

 

Добавить комментарий