Во второй половине года нас ждет дефицит импортных товаров и сокращение числа продавцов, считает директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. Одной из проблем этого бизнеса являются валютные ограничения и действия таможни.
“Если нельзя купить ни одного доллара, то нельзя завезти товар. С ноября, когда запретили продавать валюту импортерам, ситуация не изменилась”, – заверил Дорошенко. Первыми, по мнению экспертов, “под нож” пойдут небольшие сети АЗС, бизнес которых с трудом выходит в “ноль”, поскольку из-за снижения покупательской способности населения спрос на топливо продолжает падать, а расходы трейдеров на организацию доставки и продажи съедают все большую часть выручки. “Сейчас заправляются на 200-500 грн. (у кого сколько есть), а не как раньше – по литрам или бакам. Это сильно влияет на рентабельность бизнеса”, – объяснил президент ассоциации “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины” Леонид Косянчук.
Проблемы с импортом и у супермаркетов. По словам Алексея Дорошенко, розничные сети давно уже не закупают так называемый “собственный импорт”, чтобы не подставляться под валютные риски, и работают с импортерами. А те, хоть и предпочитают заработать меньше, чем не заработать вообще, решили выждать, пока ситуация стабилизируется. Если скоропортящийся товар просто ввозят в два-три раза меньших объемах, то товары длительного пользования не импортируют вообще. Стоящие на полках наших магазинов заграничные порошки, зубные пасты и гели для душа – это все складские запасы.
Надеяться на украинского производителя также почти не приходится, так как он зависим от импортного сырья или комплектующих. “Например, есть компании, которые не завозили сырье (пластиковые гранулы) для производства пластиковых изделий с ноября. И даже если они закажут его в мае, то товар придет на склады только в сентябре”, – говорит глава Ассоциации поставщиков торговых сетей. Так что сейчас сети торгуют старыми запасами, которые рано или поздно закончатся, а новых поступлений может и не быть. “Уже сейчас наблюдается сужение ассортимента по бакалейным товарам”, – отмечают эксперты. Резервов, по оценкам специалистов, хватит на несколько месяцев, так как во время ажиотажного спроса в конце зимы некоторые поставщики создали четырехмесячный запас продукции. Но после этого можно уверенно прогнозировать дефицит по ряду позиций импортных продуктов, а также рост цен.
Кроме того, за это время на рынке могут пройти неожиданные изменения. Например, с него окончательно уйдут крупные фасовщики круп, которые уже начали сворачивать бизнес из-за его нерентабельности. “Производитель гречихи, например, отпускает свой товар по 25 грн./кг, а супермаркет готов взять фасованную гречку по 27 грн./кг, то есть переработчик должен уложить в 2 грн. на килограмме свою маржу, доставку и упаковку крупы. Это нереально, сетям проще продавать крупы на вес”, – привел пример Алексей Дорошенко. Производители, в свою очередь не хотят продавать свой товар сетям, которые не платят за него сразу, а используют отсрочку платежа. “Они просто ушли с рынка в ожидании крупного оптовика”, – говорит Дорошенко. Так что дефицит фасованного товара нам тоже светит. Неудивительно, что у многих ритейлеров при этом настроение упаднические. “Некоторые из них были готовы закрыться в один день, распродать остатки, компенсировать убытки и все. И это крупные сети. Как бизнес это их уже не интересует”, – рассказали нам в Ассоциации поставщиков торговых сетей. (Вести/Пищепром Украины и мира)