“Сады Придонья” – марка соков номер три в России после Pepsico (“Лебедянский” и “Вимм-Билль-Данн”) и Coca-Cola (“Мултон” и “Нидан”). Занимающая 11% рынка компания не раскрывает объем экспорта. До недавнего времени ее внешние поставки ограничивались странами СНГ – Украиной, Беларусью, Казахстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Кыргызстаном. Но в феврале случилось из ряда вон выходящее событие. Завод компании в Городищенском районе Волгоградской области посетила делегация китайских коммерсантов, после чего начались поставки “Садов Придонья” в КНР. Значение этого факта трудно переоценить. Китай не просто самый большой и динамичный рынок, это страна, владеющая 70% мирового яблоневого сада. Именно китайский яблочный концентрат используют в качестве сырья большинство соковых брэндов, в том числе в России. Что же подвигло китайцев начать импортировать российскую марку? Ответ напрашивается сам собой: продукция “Садов Придонья” вкуснее, потому что она выпускается не из китайских, а из российских яблок.

Выросшие из бывшего плодосовхоза, “Сады Придонья” за 20 лет превратили неликвидное советское наследие в виде фруктовых насаждений в свое главное конкурентное преимущество. Начав в середине 1990-х с раскорчевки старого и закладки современного интенсивного сада, они ежегодно засаживали не менее 500 га и сегодня довели его площадь до 7000 га. Это самый большой частный промышленный сад в России, он растет уже не только в Волгоградской, но еще в Саратовской и Пензенской областях. При этом особый вкус здешних яблок не выдумка маркетологов, а факт, у которого есть объективные причины. Это и необычная почва в регионе, которую называют еще минеральным морем, и относительная экологическая чистота яблок, поскольку из-за короткого лета в России сады меньше подвергаются обработке пестицидами, чем в традиционных странах промышленного садоводства, и высокое содержание в плодах сухих веществ и пектина, тоже обусловленное местным климатом. Последнее обстоятельство, по словам специалистов, побуждает даже Польшу – еще одного мирового “яблочного” игрока и поставщика свежих яблок в Россию – закупать российские плоды, чтобы улучшить вкусовые качества польских соков.

Уникальная стратегия “Садов Придонья”, основанная, по сути, на опережающем развитии собственной сырьевой базы, несет в себе и преимущества, и серьезные риски. Вырастить промышленный сад в условиях современной России, мягко говоря, нелегко. Длинный инвестиционный цикл (7-8 лет), высокая вероятность погодных аномалий при отсутствии системы сельхозстрахования, невозможность взять длинные и дешевые кредиты, а также мизерный объем прямой финансовой помощи, получаемой садоводами от государства, делают этот бизнес сверхрискованным.

По словам Андрея Самохина, президента компании, субсидии на закладку интенсивного сада сейчас составляют около 7%, или 68 тыс. руб./га при затратах не меньше 1 млн. руб. Для сравнения: в Польше субсидируется до 100% закладки садов, 75% закладки холодильников и 75% – на килограмм готовой продукции.

А в прошлом году, впервые за 20 лет, волгоградские власти отменили жизненно важное для этого засушливого региона субсидирование электроэнергии на искусственное орошение земель. Так что расти “Садам Придонья” приходится только за счет собственных средств. В 2015 г. они вложат около 2 млрд. руб. в строительство второго сокового завода, в Саратовской области, и в закладку там 1200 га новых садов.

Но и в условиях предельно консервативной финансовой политики “Сады Придонья” при умело выстроенных отношениях с западными партнерами, когда те соглашаются поставлять оборудование в лизинг, умудряются развивать продукт и укреплять свое положение на рынке. С начала 2000-х годов объем выпуска компании увеличился в 80 раз. В продуктовом портфеле когда-то было два наименования: яблочный сок в упаковках 1 л и 0,2 л, а сегодня – более 220, в том числе фруктовые и овощные пюре. Соответственно выросло аграрное производство, и помимо яблок здесь на 22 тыс. га выращивают вишню, сливу, алычу, черешню, морковь, тыкву, кабачки, свеклу, цветную капусту и брокколи.

Радикальным расширением ассортимента компания во многом обязана тому, что в 2006 г. она вышла на рынок детского питания, где сегодня занимает около 30% сегмента детских соков и 10% – пюре. Причем в последние годы, когда спрос на “взрослом” соковом рынке, не оправившись от падения 2009 г., погрузился в спячку нового кризиса, детская ниша стала дополнительным мощным локомотивом роста брэнда. Она же дала толчок осознанию “Садами Придонья” себя как возможного транснационального игрока. В 2013 г. компания ввела в строй новый завод по выпуску детского питания. Итальянские инженеры разработали специально для русских уникальную технологию – она позволяет сохранять максимум полезных веществ, содержащихся во фруктах и овощах. Тем самым поддерживается главное конкурентное преимущество брэнда – высокое качество и вкус продукта.

Постоянное технологическое обновление – тоже часть стратегии “Садов Придонья”, ориентированной теперь и на экспорт. Компания в числе первых в мире целенаправленно идет по пути создания i-plant – полностью автоматизированного производства, которым может управлять один человек в режиме онлайн. Все эти достижения волгоградцев отметили и китайские гости во время своего визита. “Сады Придонья” демонстрируют высокий технологический уровень производства, благодаря чему они по праву являются ведущим предприятием отрасли”, – заявил генеральный директор компании “Цзяжун” Сун Цинци.

Со своей стороны руководство “Садов Придонья” оценило скорость реакции китайских партнеров. Более или менее масштабный экспорт не в отдаленной стратегической перспективе, а уже сегодня-завтра крайне необходим российской компании из-за девальвации рубля, ведь 70% ее материальных затрат номинировано в валюте. (Эксперт/Пищепром Украины и мира)

 

Добавить комментарий