Бенефициарами российских продуктовых санкций и резкой девальвации рубля стали производители консервированного горошка, кукурузы и других овощей: в 2014 г. продажи лидеров в этом сегменте рынка выросли на 20-65%. О резком росте продаж в России первым сообщил лидер отечественного рынка французская Bonduelle. В отчете за I полугодие 2014-2015 сельскохозяйственного года (начался в июле) компания раскрыла, что ее продажи в России в этот период оказались “исключительно высокими”. Разбивки отдельно по странам Bonduelle в отчете не приводит, но весь сегмент Non-Europe Zone (включает Россию, Канаду и США) за шесть месяцев нарастил выручку на 13,7% – до 379,4 млн. евро. С октября 2014 г. продажи здесь росли уже на 17,2%, уточняется в отчете.
Рост выручки в России компания объясняет, в первую очередь, увеличением объема продаж: спрос на производимые в России продукты под марками Bonduelle и Globus растет на фоне подорожания импорта и введения Россией продуктового эмбарго, говорится в отчете.
Другие производители консервации также говорят, что прошлый год был удачным. Продажи овощной консервации в натуральном выражении группы компаний “Ruspole Brands” (бывшее “Русское поле”: бренды “Дядя Ваня”, Corrado) в 2014 г. увеличились на 65% (в рублях – на 75%), у “ПомидорПрома” (марка “Огородников”) – на 40-45%, “Экопродукт” нарастил общие продажи консервов на 25%, сообщили их представители. Рост продаж консервов заметили и в торговых сетях. Магазины “Дикси” в 2014 г. продали на 10-15% больше овощных консервов. “Причем рост характерен сразу для нескольких субкатегорий – популярнее стали и готовые блюда (лечо и пр.), и ингредиенты для салатов (зеленый горошек, кукуруза), и маринованные и соленые овощи”, – говорит представитель ритейлера Екатерина Куманина.
По оценке BusinesStat, в год в России производится 1,5 млн. т плодоовощных консервов. По данным Росстата, в 2013 г. объем промпроизводства овощных и грибных консервов составил 1,17 млн. условных банок (или около 1,1 млн. т), а в стоимостном выражении – около 112,7 млрд. руб. (при средней цене 101,96 руб./кг). Потребитель в регионах переходит со свежих продуктов на упакованные в жестяные банки, подтверждает директор по продажам торгового дома “Вега” Андрей Андреев (производитель и импортер овощной и фруктовой консервации). До резкой девальвации рубля свежие овощи были ненамного дороже консервированных, а сейчас они стоят почти втрое дороже, объясняет он.
В конце 2014 г. сложилась нестандартная ситуация: рубль падал, а сети отказывали поставщикам в повышении цен, напоминает президент компании “Мистраль” (дистрибьютор бренда “Зеленый Великан”) Беслан Агрба. В этой ситуации покупатели, по его словам, сметали с полок все, и особенно – товары длительного хранения.
Еще одним фактором роста продаж российских консервов стал уход конкурентов из Молдовы и Украины, говорит гендиректор компании “ПомидорПром” Роман Гулевский. Роспотребнадзор еще в июле 2014 г. запретил ввоз в Россию консервов из соседних стран – из-за несоответствия этикетки внутреннему содержанию банок. Запрет пришелся как раз на период сбора и переработки сезонных овощей, так что большинство российских производителей успели нарастить производство, добавляет Дмитрий Леонов, зампредседателя правления ассоциации “Руспродсоюз”. Многие иностранные производители после запрета тоже начали размещать заказы на российских заводах: к примеру, так поступили украинские “Верес” и “Нежин”. Высокопроизводительных консервных заводов в России не больше 10, сейчас их мощности востребованы и держателями брендов, и розничными сетями, указывает Д. Леонов. Производители консервов готовятся и дальше наращивать производство и поднимать цены. К примеру, “ПомидорПром”, по словам Р. Гулевского, планирует в 2015 г. увеличить производство вдвое.
О том, что рост цен неизбежен, говорят представители всех компаний-производителей, с которыми пообщалось агентство. Семена для аграриев с лета 2014 г. подорожали на 40-50%, удобрения – на 55-70% (данные Национального союза производителей овощей). Но главная причина – девальвация, говорит представитель Ruspole Brands: даже в консервах, которые производятся в России, доля импортной составляющей составляет около 70%. Например, жесть для банок в России не производят и даже этикетки часто заказывают за границей. Дистрибьюторы работают над импортозамещением, замечает Р. Гулевский. “Раньше, к примеру, они привозили кукурузу из Китая, Таиланда или Индии, а теперь все чаще обращаются к российским производителям”, – отметил он. (АПК-Информ/Пищепром Украины и мира)