Рост продаж водки в США и странах Западной Европы существенно замедлился в последние два года впервые более чем за десять лет, поскольку потребители все чаще отдают предпочтение виски, бурбону или текиле.
В США на водку приходится четверть продаж крепких спиртных напитков в стоимостном выражении, поэтому смена тренда негативно сказывается на финансовых показателях компаний-производителей. Выручка бренда Smirnoff, принадлежащего Diageo Plc, в Северной Америке сократилась на 8% в июле-декабре 2014 г., что способствовало снижению общей прибыли на 18%. Pernod Ricard SA в конце прошлого года отмечала проблемы бренда Absolut на рынке США.
По данным отраслевой организации IWSR, объемы сбыта водки в США в 2013 г. повысились на 1,9%, тогда как рынок крепкого алкоголя в целом вырос на 2,7%. Таким образом, впервые с 2000 г. рост продаж водки уступал общему подъему рынка. Аналитики ожидают, что в 2014 г., данные за который пока отсутствуют, динамика была примерно такой же.
Эксперты утверждают, что те факторы, которые раньше работали в пользу водки, например, отсутствие ярко выраженного вкуса, теперь снижают ее популярности. При этом в США потребителям на выбор предлагается водка более 600 вкусов – от взбитого зефира до табака с ментолом, но даже такое разнообразие не помогло остановить спад интереса.
Молодые американцы и европейцы считают водку напитком своих родителей и пытаются дистанцироваться, переключаясь на другие виды спиртного. “Мы наблюдаем смену поколений, и новое поколение делает выбор не в пользу водки”, – отметил аналитик рынка напитков из Mintel Group Ltd. Джонни Форсайт.
Этим пытаются воспользоваться производители виски, выпускающие все больше продукции, ориентированной на покупателей помоложе: например, Fireball Cinnamon Whisky (“огненная корица”) от Sazerac и Ballantine’s Brasil – скотч с цитрусово-ванильным вкусом. В 2009 г. было продано всего 50 тыс. 9-литровых ящиков Fireball, тогда как теперь продажи превышают 2 млн. ящиков в год. (MarketWatch/Пищепром Украины и мира)