Сегодня на молочном рынке мы наблюдаем падение закупочных цен на молоко, что привело к потерям молочников. Некоторые из них даже начали вырезать дойное стадо. Также выдвигалось предположение, что переработчики сговорились и вместе начали снижать цену.
ИА “Агравери” получило эксклюзивный ответ от одного из крупнейших переработчиков молока в Украине, компании “Данон” по ситуации на рынке. Там подчеркивают, что в Украине кризис, который можно пережить только при тесном сотрудничестве между производителями и переработчиками. “Зима, сезонно высокая цена на сырье обуславливает высокую цену на готовую продукцию. В условиях кризиса, снижения покупательной способности – спрос на готовую продукцию катастрофически падает – и это путь в никуда для всех участников рынка”, – говорит Сергей Мовчан, директор по взаимодействию с государственными органами “Данон” в Украине. Снижению цены предшествовало несколько факторов: закрытие экспортного рынка, внешние факторы, отмена дотаций и кредитования, которое очень трудно привлечь.
“Закрытие экспортных рынков приведет к избытку сырья в ближайшее время, как только начнется сезон “большого молока”. Рынок всегда регулирует спрос-предложение. Это правильно. В условиях высокой конкуренции за сырье – более 200 переработчиков соревнуются между собой за право владеть молоком. О каком сговоре переработчиков может идти речь? Это миф! Здесь каждый работает за себя. И это также один из негативных факторов, который мешает выработать цивилизованные правила конкуренции”, – уверяет Мовчан.
Что касается внешнего фактора, то он заключается в том, что в ЕС отменены квоты на производство молока. По прогнозам экспертов ФАО падение цен продолжится до августа 2015 г., что не может не отразиться на цене в Украине. Кроме того, переработчикам отменили дотации, с помощью которых они могли платить более высокую цену за сырье. Вместе с тем, Сергей Мовчан уверяет, что они вместе со своими поставщиками работают над снижением себестоимости молока, что является оптимальным решением для обеих сторон.
“Мы со своими поставщиками сырья усиленно работаем над снижением себестоимости. И наши хозяйства уже увидели перспективу повышения конкурентоспособности за счет таких трансформаций. У кого раньше руки не доходили – сейчас серьезно пересматривают методы работы и мы им в этом помогаем – и финансово, и консультациями. Так, рост поставок молока на наши перерабатывающие предприятия по результатам 2014 г. составил более 15% стратегических поставщиков. Для нас – дополнительное молоко, а для партнеров – снижение себестоимости молока в первую очередь за счет абсорбирования фиксированных расходов”, – говорит он. Кроме того, по его оценкам значительная часть молочных предприятий в Украине за счет неэффективности управления теряют в себестоимости порой до 1 грн на каждом килограмме молока. “Это тот резерв, который мы должны использовать, чтобы помочь в том числе и потребителю сохранить привычку потреблять больше молочных продуктов. А не делать попытки чью-то неэффективность компенсировать за счет “кошелька покупателя””, – уверяет директор.
По его словам, компания “Данон” видит перспективу продуктивного сотрудничества между производителями и переработчиками в кооперативах. “Партнерство – это залог долгосрочного и устойчивого развития и наши поставщики это понимают и ценят. На сегодняшний день наше предприятие имеет стратегию развития мелких фермерских хозяйств. Так, до 2017 г. мы планируем открыть, развивать и покупать молоко в более чем 150 хозяйств”, – отметил Сергей Мовчан. По его словам, еще одним способом повышения доходности для их поставщиков – это качество сырья.
“Это для нас бескомпромиссный вопрос, так как это залог здоровья наших детей, что является основой всего и вся. Поэтому важно наладить строгий контроль со стороны ветеринарных служб на предмет отсутствия антибиотиков в сырье. Построив надежную систему безопасности, мы обеспечиваем конкурентоспособность молочной отрасли в целом. Что касается наших поставщиков, то мы помогаем им достичь более высоких показателей качества, таких как белок и жир, что непосредственно связано с более высокой ценой реализации”, – резюмирует Мовчан. (Дело/Пищепром Украины и мира)