В текущем сезоне на рынке сахара (сентябрь 2014г./август 2015 г.) бизнес реализует новый прием влияния на конъюнктуру, частично переняв на себя функции государства. Компании, входящие в Национальную ассоциацию сахаропроизводителей “Укрсахар”, договорились о создании на каждом украинском предприятии, производящем сахар, специальный экспортный фонд. Его объем составит 20% объема выпущенной продукции.

Закладывание части товара в резерв должно удержать цены на сахар от снижения, неизбежного в профицитном году. Как правило, функцию балансирования спроса и предложения выполнял госоператор – Аграрный фонд, закупая избыток в резерв. Но в нынешнем сезоне АФ не выходил на рынок сахара и, учитывая состояние госфинансов, вряд ли это сделает, поэтому роль регулятора пытается выполнить бизнес.

Слабое место предложенной схемы – непрописанный механизм контроля соблюдения условий меморандума и ответственности за их нарушение. Также непонятна судьба сформированных запасов на уровне 350000 т. По прогнозам межведомственной группы МЭРТ, в 2014/2015 маркетинговом году производство сахара в Украине составит 1,7 млн. т, из которых только 20000 т пойдут на экспорт.

О том, будет ли предложенный способ саморегулирования рынка эффективным, Forbes спросил у инициаторов и скептиков меморандума. Николай Ярчук, председатель правления Национальной ассоциации сахаропроизводителей “Укрсахар”: «В 2014 г. в Украине ожидается сезонное перепроизводство сахара, что влияет на ценовую конъюнктуру внутреннего рынка. Ввиду необходимости оплачивать закупки сырья и средств производства, например, газа, компании вынуждены прибегать к демпингу.

Еще один негативный фактор – снижение спроса на внутреннем рынке. Только на территории аннексированного Крыма потреблялось около 100000 т сахара в год, просядет спрос и на Донбассе из-за военных действий. В Украине потребление сахара на душу населения (с учетом производства кондитерских изделий, безалкогольных напитков и других видов сахаросодержащей продукции) – около 37 кг. Чтобы компенсировать сокращение экспортных поставок кондитерских изделий и учитывая повышение курса доллара, есть смысл наращивать экспорт сахара. Сохранение 20% продукции в экспортных фондах создаст более стабильную ситуацию на внутреннем рынке. Эту норму резервирования мы определили по обоюдному согласию всех членов совета ассоциации “Укрсахар”. Для сохранения объективного подхода к каждому из производителей мы рассчитали процентное соотношение к количеству выработанного предприятием сахара.

Чтобы придерживаться демократических принципов, мы подписываем меморандум с каждым из производителей отдельно. Главное требование к подписанту – наличие квоты на производство сахара на внутреннем рынке. Процесс подписания документа находится уже на завершающем этапе – его условия приняли все участники рынка, за исключением лишь нескольких, которые, впрочем, поддерживают инициативу и также готовы присоединиться. Совокупно на подписантов приходится 100% производства сахара в Украине».

Сергей Наливка, директор консалтингового агентства “ААА”: «Самостоятельно договариваться и определять правила игры производителей сахара вынуждает очередной профицитный сезон, а также падение спроса внутри страны. В связи с войной и аннексией Крыма мы лишились 5-6 млн. потребителей. Учитывая также, что в 2014 г. ввиду смены власти и пересмотра бюджета Аграрный фонд не осуществлял закупок сахара, его цена на украинском рынке рухнула.

В зоне боевых действий на переработку сахара и производство попросту нет денег. Спрос со стороны кондитеров, обеспечивающих основную его часть, упал на 50%, так как в зоне военных действий перерабатывающие мощности закрылись. При этом в туристический сезон Крымский полуостров посещали до 6 млн. туристов, каждый из которых обеспечивал спрос на сладости. В абсолютном выражении потребление упало на 350-400 тыс. т, и по оптимистическим оценкам, сегодня составляет 1,5 млн. т сахара в год.

Однако хорошо зная игроков этого рынка, я не верю в действенность таких меморандумов. Сейчас в стране форс-мажор, поэтому никакие финансовые модели и расчеты не играют роли. За последние десять лет в сахарной отрасли было подписано множество аналогичных документов, но их условия никогда не соблюдались. Попытки стабилизировать или даже поднять цены производители предпринимают каждый год. И, как они сами шутят, в прошлом договоренности выполнялись на протяжении 2-3 дней. У каждой сахарной компании есть кредитная программа. У производителей – огромные обязательства перед банками. Кредиторы, требующие своевременного возвращения денег, очень часто диктуют условия, так как весь произведенный сахар находится в залоге у банков. Когда наступает время возврата кредита, все договоренности не продавать установленные объемы сахара нивелируются. Реализовать объемы продукции, накопленные в экспортных фондах, можно, лишь устроив невообразимый демпинг. Экспорт такого количества сахара будет убыточным. Если же покупать его будет и вовсе некому, содержимое экспортных фондов станет переходящим запасом на следующий сезон. В любом случае, поставить эти объемы на рынок ЕС будет невозможно (объем квоты на поставки сахара в ЕС для Украины составляет 20,07 тыс. т)». (forbes.ua/ Пищепром Украины и мира)

 

Добавить комментарий