Оптовые цены на чай и кофе после Нового года вырастут по меньшей мере на 10%. Такой прогноз озвучили в “Росчайкофе” – отраслевой ассоциации, объединяющей производителей и поставщиков чая и кофе. Сейчас, как рассказал гендиректор этой ассоциации Рамаз Чантурия, из-за увеличившихся затрат на чайное и кофейное сырье российские предприятия работают без прибыли или себе в убыток, стараясь сдержать цены до конца года и выполнить контракты, заключенные с торговыми сетями.
По его мнению, компаниям, выпускающим элитные марки чая и кофе, не удастся долго удерживать цены, а тем, кто производит марки среднего и низкого ценовых сегментов, придется терпеть чуть дольше. Новые цены на кофе и чай окончательно сформируются к марту. Розничные цены, по оценкам экспертов, поднимутся примерно на 20%. – И чай, и кофе почти на 100% являются импортными продуктами. 15% этой продукции полностью импортируются в готовом для продажи виде, 85% чая и кофе упаковывают в России. 99,98% сырья для российских фабрик импортируется. В отпускной цене производителя чая среднего ценового сегмента доля сырья составляет порядка 50%, растворимого кофе того же сегмента – 20% (высоки расходы на переработку), молотого кофе – 60-70%. Несмотря на то что у нас есть Краснодарский край, где выращивают чай, объем производства чая в Краснодаре сейчас составляет 0,02% от потребностей российского рынка. Если максимально нарастить внутреннее производство в Краснодаре, то показатель едва ли превысит 1%, – говорит Чантурия.
Как сильно вырастет цена в рознице после изменения оптовых цен, Чантурии пока сложно прогнозировать. В российском отделении исследовательской фирмы Nielsen сообщили, что самый существенный рост цен на чай и кофе в рознице был зафиксирован в кризис 2008-2009 гг.:
– Тогда удорожание составило более 20%, что было рекордом среди продовольственных категорий. Цены на чай и кофе – как и на большинство других продуктов – еще не успели существенно подняться по причине удешевления рубля. Впрочем, категории эти остаются “турбулентными”, и понаблюдать за их динамикой будет очень интересно, – говорит партнер продовольственной группы “Nielsen Россия” Юлия Маруева.
По данным Nielsen, c начала июля этого года (когда наметился интенсивный рост американской валюты по отношению к рублю; в целом рубль с начала года подешевел более чем на 50%) по 1 ноября средняя цена на черный рассыпной чай в рознице выросла с 523,6 до 549 рублей за 1 кг, цена на черный чай в пакетиках выросла с 866,5 до 874,1 рубля за 1 кг. Зеленый рассыпной чай подорожал за тот же период с 709,7 до 755,5 рубля за 1 кг, а зеленый чай в пакетиках – с 1153 до 1239 рублей. Пока чай дорожал, кофе показывал снижение. Так, немного сбавил в цене на полках супермаркетов растворимый кофе – с 1089,9 рубля за кило до 1080,5 рубля. Молотый кофе подешевел с 576,3 до 570 рублей, кофе в зернах в среднем по России подорожал с 583,9 до 594,1 рубля.
Новость на Казах-зерно:Маруева подтверждает, что на формирование цены готового продукта в розничных магазинах в том числе влияло и соотношение рублевых и долларовых затрат в его производстве. Если большая часть переработки той или иной марки – обжаривание, фасовка, упаковка, перемолка – происходила в России и оплачивалась рублями, то это позволяло сдержать или даже немного снизить цену.
Часть производителей чая и кофе подтверждают, что есть предпосылки для роста цен на их продукцию в будущем году, однако пока не торопятся давать точных прогнозов.
– Мы следим за ситуацией, связанной с колебаниями курсов валют, и оцениваем ее потенциальное влияние на наш бизнес. Существуют определенные экономические предпосылки для роста цен, но на данный момент говорить о конкретных сроках и цифрах пока рано, – говорит официальный представитель российской “дочки” швейцарского холдинга Nestle (ООО “Нестле Россия”; кофе Nescafe) Виктория Васякина.
В подразделении англо-голландского холдинга Unilever – “Юнилевер Русь” (чай “Беседа”, Lipton, Brooke Bond) – обещают избегать необоснованного увеличения отпускных цен.
– Ситуация с курсовой разницей вряд ли может являться единственным основанием для резких изменений в стратегии такого крупного мирового FMCG-производителя [FMCG – товары повседневного спроса], как Unilever. В первую очередь мы будем стремиться сохранить адекватную стоимость нашей продукции для потребителя, – рассказала специалист компании по связям со СМИ Кети Тавдишвили.
Другие производители уже сейчас меняют расценки в сторону увеличения. В частности, в компании “Московская чайная фабрика” (марки чая “Тот самый”, “Чай со слоном”, “Никитин”) подтверждают, что из-за роста затрат на производство не получают прибыли и из-за этого отпускные цены на чай уже в декабре увеличат на 25%.
– Растут затраты не только на сырье, но и на упаковку, логистику и это тоже входит в комплекс причин для роста цен на чай, – говорит представитель Московской чайной фабрики Валентин Бегун. По его словам, до этого предприятие 2 года не повышало цен.
Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов прогнозирует, что в рознице в будущем году чай и кофе вполне могут повторить опыт 2008-2009 годов и подорожать на 20%.
– С начала года цены на чай выросли лишь на 15%. Поэтому они могут легко подняться еще на 20% сразу после новогодних праздников. Следует отметить, что помимо наших внутрироссийских проблем на розничную стоимость кофе и чая также влияют цены мирового рынка. Они бывают весьма волатильны. Например, кофе арабика из-за засухи в Бразилии подорожал в долларах почти на 60% с начала года, – говорит Лукашов. По данным “Росчайкофе”, в прошлом году импорт чая составил 171,5 тыс. т. Основными поставщиками чайного сырья для России являются Шри-Ланка, Индия, Кения. Объем импорта кофе в прошлом году составил 124 тыс. т. Основными поставщиками кофейного зерна являются Вьетнам, Бразилия и Индонезия. (Известия/Пищепром Украины и мира)