“Магнит” сегодня – это розничная сеть номер один в России по выручке и количеству магазинов. В 2013 г. был оставлен позади главный федеральный конкурент – X5 Retail Group. А ведь только в 2009 г. “Магнит” стал крупнейшей компанией юга России, обогнав Волгоградский НПЗ «Лукойла». А в 2013 г. выручка превысила этого ближайшего южного преследователя более чем в два раза. То есть это уже другая весовая категория.
Все эти годы компания росла темпами более 20%. В способности быстро расти – суть публичного бизнеса компании. При росте оборота в прошлом году на 28% капитализация компании выросла в 1,5 раза – инвесторам, торгующим акциями, “Магнит” продает саму идею постоянно растущей компании. Это – идеальный объект для вложений. А доверие инвесторов – возможность концентрироваться на дальнейшем агрессивном заполнении рыночного пространства и своих отношениях с клиентами.
Начал “Магнит” с развития сети дискаунтеров – магазинов, которые сделали ценовую политику своим главным конкурентным преимуществом. Масштабирование этого бизнеса требовало конкурентоспособной логистики, умения получать лучшие цены у поставщиков, точной работы с ассортиментом. Гендиректор и основной акционер “Магнита” Сергей Галицкий считает, что это получилось, поскольку удалось сформировать ядро команды и создать в компании атмосферу справедливости. Во всех интервью неуспех – предпринимательский или какой-либо еще – Галицкий объясняет тем, что люди занимаются не своим делом. Добиться успеха в мире, где живут 7 млрд. человек, занимаясь не своим делом, по его логике, невозможно. Но если уж найдено свое, то надо иметь смелость идти до конца. Заниматься 24 часа в сутки можно только любимым делом. Это не совсем обычное понимание того, что такое профессионализм. И поэтому Сергей Галицкий очень остро реагирует на попытки изображать сетевых торговцев в виде “торгашей” – он считает, что по уровню организации российская торговля серьезно опережает сферу производства.
Но “Магнит” меняется. Открыто уже более 700 магазинов “Магнит Косметик”, пущены собственные огромные теплицы, у Галицкого есть свой футбольный клуб “Краснодар”, проекты футбольного стадиона и академии футбола – окопаться в сфере, в которой сконцентрированы конкурентные преимущества, не получится. Иначе не будет развития.
Компания развивает сеть магазинов “Магнит”, которая сегодня является ведущей розничной сетью по торговле продуктами питания в России. Выручка компании за 2013 г. составила 580 млрд. руб. Общая численность сотрудников – около 220 тыс. человек. Это не только самая крупная по доходам компания ЮФО, но и компания-“газель”, которая на протяжении многих лет показывает высокие темпы развития. Компания ориентирована на покупателей с различным уровнем доходов и поэтому ведет деятельность в четырех форматах: “магазин у дома”, гипермаркет, магазин “Магнит Семейный” и магазин косметики. “Магнит” является российским лидером по количеству продовольственных магазинов и территории их размещения. На 31 марта 2014 г. сеть включала 8256 магазинов, из них: 7341 магазин в формате “магазин у дома”, 165 гипермаркетов, 50 магазинов “Магнит Семейный” и 700 магазинов “Магнит Косметик”.
Магазины розничной сети “Магнит” расположены в 1905 населенных пунктах России. Зона покрытия магазинов занимает огромную территорию, которая растянулась с запада на восток от Пскова до Нижневартовска, а с севера на юг от Архангельска до Владикавказа. Большинство магазинов расположено в Южном, Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском федеральных округах. Также магазины “Магнит” находятся в Северо-Западном, Уральском и Сибирском округах. Магазины розничной сети “Магнит” открываются как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах. Около двух третей магазинов компании работает в городах с населением менее 500 тыс. человек.
Эффективный процесс доставки товаров в магазины возможен благодаря собственной логистической системе. Для более качественного хранения продуктов и оптимизации их поставки в магазины в компании создана дистрибуторская сеть, включающая 23 распределительных центра. Своевременную доставку продуктов во все магазины розничной сети позволяет осуществить собственный автопарк, который насчитывает 5720 автомобилей.
Стратегия развития компании:
дальнейший органический рост сети: развитие бизнес-модели на действующих рынках и целевое расширение географического присутствия;
ежегодное открытие не менее 500 магазинов “у дома” и не менее 250 магазинов косметики в населенных пунктах с численностью от 5 тыс. человек и около 50 гипермаркетов в населенных пунктах с численностью от 50 тыс. человек
развитие мультиформатной бизнес-модели для удовлетворения потребностей покупателей с различным уровнем доходов;
дальнейшее совершенствование логистических процессов и инвестиции в ИТ-систему для максимально эффективного управления запасами и транспортными потоками;
развитие собственного импорта: увеличение доли прямых поставок свежих овощей и фруктов для минимизации издержек. (Эксперт-Юг/Пищепром Украины и мира)