В Крыму резко выросли цены на бытовые товары, технику и продукты питания. Больней всего по жителям полуострова “ударили” цены на еду, которая стала дороже в среднем на 20-40%, чем в Украине. Прежде всего, это огорчило крымских пенсионеров и бюджетников, которые, несмотря на повышение Россией пенсии и зарплат, стали беднее.
Основные причины роста цен в крымских магазинах – девальвация гривни – из Украины в Крым поступает немало импортных товаров, а также уход с рынка оптовиков из-за сложностей проезда на полуостров.
По данным источников ЭП, российские и украинские пограничники снимают с перевозчиков “мзду” и проводят длительные проверки грузов. Кроме того, многие опасаются завозить товар из-за слухов, что груз просто-напросто забирают российские пограничники или представители местной “самообороны”.
Среди других причин – удорожание логистики из-за высоких цен на топливо и желание торговых сетей заработать на внезапно “разбогатевших” крымчанах.
Больше всего цены поднялись на сыры – дороже, чем в Киеве, примерно 30-50%, сливочное масло – 30-40%, творог – 20-30%, свинину – 20%, конфеты – 20%. Не так сильно отличаются цены на говядину и рыбу – в пределах 10%.
Такая большая разница в стоимости продуктов делает бизнес в Крыму привлекательным для торговых сетей. Высокие наценки позволяют компенсировать и транспортные затраты, и сложности на “границе”. Как показывают данные статистики, продажи в Крыму не падают.
“Объемы продаж не уменьшились по сравнению с прошлым годом за этот же период. В марте 2014 г., как и в 2013 г., нас посетили более 300 тыс. крымчан”, – рапортовала на своем сайте компания “Новус” в апреле.
В апреле обороты крымских сетей и вовсе показали рост. Частично – за счет приезда чиновников из России, частично – из-за перехода полуострова на рубли: населенные избавляется от гривневых накоплений.
От роста цен на бытовые товары и продукты питания сильно пострадали крымские пенсионеры и бюджетники. Не помогло им и повышение пенсий и зарплат от РФ. Ведь помимо разницы цен между Крымом и остальной Украиной к повышению стоимости продуктов питания следует добавить и инфляцию.
По данным Госстата, за январь-апрель 2014 г. индекс потребительских цен вырос на 6,4%. То есть в среднем продукты в Крыму с начала 2014 г. подорожали на 26,4-46,4%. Это если считать в гривне. Однако крымские бюджетники с марта получают рубли, а значит, и расплачиваются в российской валюте.
Многие магазины в марте, апреле и даже в начале мая пытались заработать на “разбогатевших” крымчанах, делая пересчет продуктов по курсу 4-4,2 руб./1 грн. (зарплаты и пенсии пересчитывали по курсу 3,8 руб./1 грн.). То есть фактически еда стала дороже еще примерно на 5-10%.
“Я получаю минимальную пенсию. В марте мне выдали обычную пенсию – 1060 грн. В апреле я получила пенсию на 25% больше – 5 тыс. руб., в пересчете по курсу 3,8 это 1315 грн. В мае мне выдали 6,05 тыс. руб., или 1593 грн.”, – рассказала пенсионерка из Севастополя Нина Банина.
То есть богаче крымские пенсионеры не стали. Однако обещанное властями дальнейшее повышение пенсий – в июне и июле еще на 50% – должно улучшить жизнь крымских бюджетников. Если, конечно, вслед за пенсиями не подорожают продукты. Цены на продукты в России выше, чем в Украине.
Официально ни одна сеть, к которой обратилась ЭП, не ответила на вопросы о поставках товаров в Крым, юридических нюансах работы и крымских заработках. К примеру, вот какой ответ пришел от компании “Новус Украина”: “К сожалению, вынуждены отказать вам в участии в данном материале”.
Причина молчаливости сетей – нежелание ссориться с украинскими и российскими властями. Собственники супермаркетов хотят показать патриотичность Киеву и остаться работать в Крыму. Уже сейчас многие сети перерегистрировали свои магазины в Крыму на российские компании.
Супермаркеты Novus в Крыму переданы в управление ООО “Планета спорт”, крымские Auchan переподчинили московскому подразделению ООО “Ашан”, METRO Cash & Carry в Крыму передали в управлении специально созданной METRO компании Retail Property 5.
Впрочем, радужным перспективам крымских доходов украинских сетей могут помешать крупные российские игроки – “Мега”, “Метро”, “Магнит”, “Лента”. Они уже присматриваются к крымскому рынку и ведут переговоры с местными властями.
Если встанет вопрос пожертвовать украинской сетью в интересах россиян, никто из российских чиновников и глазом не моргнет. В зоне риска окажутся, прежде всего, не мировые сети, а украинские компании – АТБ, “Фуршет” и “Сильпо”. (Экономична правда/Пищепром Украины и мира)