Выход на новые рынки и усиление маркетинговой активности на освоенных стали залогом завидного для многих отраслей результата производителей продуктов питания.
В рейтинге крупнейших экспортеров по итогам 2013 г. пищевая промышленность оказалась одной из пяти отраслей (всего их пятнадцать), все представители которой показали положительную динамику: помимо пищевиков в плюсе год закончили инжиниринговые компании, производители ядерных материалов, синтетических алмазных порошков и транспортники. Строго говоря, выбирать пришлось даже не из пяти, из трех, поскольку транспортный рынок и обработка алмазов представлены штучно: “Уральскими авиалиниями” в первом случае и Челябинским заводом сверхтвердых материалов во втором.
В топ-100 крупнейших экспортеров Урала и Западной Сибири по итогам 2013 г. вошли четыре производителя продовольствия. Лидер – Жировой комбинат (Свердловская обл.), занявший 31-е место с $57,5 млн. экспортной выручки (+50% к 2012 г.). За ним идут челябинские компании “Макфа” (46 место; $21,7 млн.; +17,6%) и “Сигма” (66 место; $7,1 млн.; рост почти в полтора раза). Еще один представитель пищевой промышленности – комбинат хлебопродуктов им. Григоровича (Челябинская обл., входит в состав холдинга «СоюзПищепром») – занял 38 место в рейтинге топ-40 крупнейших подразделений федеральных холдингов. Его показатели – $5,5 млн. экспорта и 10% прироста. Во всех случаях приводятся данные без учета экспорта в страны, входящие в Таможенный союз (Беларусь и Казахстан).
Доля пищевой промышленности в рейтинге экспортеров остается крайне незначительной – 0,13%, четыре компании – это минимальное количество за последние пять лет, а суммарный экспорт всех участников рейтинга 2013 г., представляющих этот рынок, почти на треть меньше показателя 2008 г. Но они демонстрируют хорошую динамику, чем и обращают на себя внимание.
Если верить таможенной статистике, первый фактор, этому способствующий, – выход на новые рынки. Жировой комбинат и “Макфа” (в примерах опираться будем на них: от первого получили анкету, а от второго – развернутые ответы) в 2013 г. открыли для себя по две новые страны, комбинат хлебопродуктов им. Григоровича – одну. В случае с Жировым комбинатом речь идет о Германии и Израиле. Более 98% экспортируемой продукции этого предприятия формируют маргарин, майонез и мыло. До прошлого года среди государств-импортеров были только страны СНГ, всего их на данный момент девять (без учета ТС). “Макфа”, по словам заместителя директора по коммерции и развитию Максима Чернова, открыла поставки в Китай, Германию и Канаду: “Во все без исключения страны мы поставляем макаронные изделия, их вес в общем объеме экспорта составляет 52%. Но для разных стран большую значимость имеет своя товарная группа. В Германии, например, высок спрос на крупы, в Китае – на муку”. В экспортном портфеле “Макфы”, по данным таможни, 12 стран.
Второй фактор роста, на который указывают компании, – собственная маркетинговая стратегия. Руководство Жирового комбината назвало его основным, оказавшим влияние на экспортную деятельность в прошлом году. В “Макфе” придерживаются схожей позиции. «В 2013 г. принято стратегическое решение об усилении экспортного направления. Мы не только расширили присутствие на традиционных для нас рынках ближнего (Грузия, Молдова, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Беларусь и т. д.) и дальнего (в том числе США) зарубежья, но и открыли поставки по нескольким новым направлениям. Кроме того, наряду со специализированной розницей, торгующей русскими товарами, которой чаще всего ограничивается присутствие российских товаров на рынках дальнего зарубежья, мы начинаем заходить в традиционную розницу, европейскую и американскую, – рассказал Максим Чернов. – Все появляющиеся новинки мы также включаем в экспортные поставки».
Планы компаний на 2014 г. выглядят оптимистично. Рост экспорта ожидают и Жировой комбинат, и “Макфа”, где оцифровали прогнозы – плюс минимум 29% с учетом стран Таможенного союза и 18% без них, то есть не меньше, чем по итогам 2013 г. По словам Максима Чернова, в первом квартале уже заключены контракты на поставку продукции в несколько новых стран.
Рейтинг 100 крупнейших экспортеров (выборка только по пищепрому) Урала и Западной Сибири по итогам 2013 г.
Место | Экспортер | Регион | Объем экспорта, тыс. $ | Кол-во стран-импортеров, ед. | Кол-во групп товаров, ед.
|
||||
2013 | 2012 | 2013 | изм. за год, % | 2013 г. | изм. за год, % | 2013 г. | изм. за год, % | ||
31 | 34 | Жировой комбинат*, ** | Свердловская обл. | 57475 | 49,9 | 9 | 2 | – | – |
46 | 53 | «Макфа» | Челябинская обл. | 21698 | 17,6 | 12 | 2 | 5 | 0 |
66 | – | «Сигма» | Челябинская обл. | 7141 | 146,9 | 5 | 0 | 1 | 0 |
* – данные компании; ** – объем экспорта пересчитан в 2013 г. по средневзвешенному курсу 31,9 руб./$1, в 2012 г. – 31,07 руб./$1; Группы товаров определяются четырехзначным кодом ТН ВЭД. Источник: АЦ “Эксперт-Урал”, logo Эксперт. (Эксперт/Пищепром Украины и мира)