По данным Петростата, на 1 января 2013 г. в Петербурге проживали 5028 тыс. человек. Причем наблюдается рост численности населения. В 2011 г. в Петербурге проживали 4399,3 тыс. жителей, в 2012 г. – 4953,2 тыс. При этом потребление хлеба на душу населения сокращается.

Население Петербурга в 2013 г. потребило пшеничного хлеба 58613 т, что на 7% меньше, чем годом ранее. Хлеба ржаного и прочего реализовано 89823,4 т – на 3,6% меньше по сравнению с 2012 г.

Результаты маркетингового исследования показали, что с 2010 г. наблюдается снижение объема потребления хлеба в Петербурге. Потребление пшеничного хлеба в среднем уменьшается на 6% в год (на 6,8% – в 2011 г. по сравнению с 2010 г.; на 3,9% – в 2012 г. по сравнению с 2011 г.).

Потребление ржаного хлеба в среднем снижается на 3% в год (на 5,2% – в 2011 г. по сравнению с 2010 г.; на 0,4% – в 2012 г. по сравнению с 2011 г.).

Снижение объема потребления хлеба приводит к снижению объема производства хлеба и хлебобулочных изделий. Объем производства хлеба и хлебобулочных изделий в Петербурге в 2013 г. составил (по классификации Росстата):

хлеб и хлебобулочные изделия – 281,51 тыс. т;

изделия хлебобулочные недлительного хранения – 267,22 тыс. т;

изделия хлебобулочные длительного хранения, изделия хлебобулочные пониженной влажности, полуфабрикаты хлебобулочные – 130,46 тыс. т.

Всего в 2013 г. было произведено 561,78 тыс. т хлеба и хлебобулочных изделий – на 2,4% меньше, чем в 2012 г.

Существует прямая зависимость между объемом потребления хлеба и уровнем жизни населения. При повышении уровня жизни, с одной стороны, продуктовая корзина потребителя расширяется, объем потребления хлеба снижается и растет, например, потребление мяса, овощей и фруктов, с другой – изменяется и потребительское поведение, сокращается потребление “традиционного” хлеба и увеличивается потребление различных видов хлебобулочных изделий со всевозможными добавками. Наблюдается постепенное замещение хлеба более широким ассортиментом хлебобулочных изделий.

На петербургском рынке хлеба и мучных кондитерских изделий можно выделить двух крупных игроков: ОАО “Фацер” и ОАО “Каравай”. Вместе они производят более половины хлеба и мучных кондитерских изделий Петербурга. Рыночная доля каждого из оставшихся мелких городских производителей хлеба не превышает 5,5%.

По результатам исследования рынка хлеба видно, что в последние несколько лет доли ведущих игроков на рынке увеличиваются. Например, в общем объеме выручки основных производителей хлеба и мучных кондитерских изделий на рынке Петербурга доля ОАО “Фацер” в 2011 г. составляла 48,2%, в 2012 г. увеличилась до 49,1%, а по результатам 2013 г. дорастет до 49,9%.

ОАО “Каравай” в 2011 г. занимало 21,3% рынка, в 2012г. его доля увеличилась до 22,1%, прогноз на 2013 г. – 22,6%.

Если сравнить объемы поставок хлебобулочных изделий на рынок, два основных лидера останутся неизменными: список возглавляет ОАО “Фацер”, на втором месте – ОАО “Каравай”. По данным исследовательской компании “Грифон-Эксперт”, в 2013 г. доля поставок хлебобулочных изделий на рынок Петербурга (без учета поставок в Ленинградскую область) у компании “Фацер” увеличилась до 45,8%, что на 0,9% больше по сравнению с 2012г.

ОАО “Каравай” в 2013 г. также увеличило долю поставок хлебобулочных изделий на рынок Петербурга (без учета поставок в Ленинградскую область) до 34%, что на 0,6% больше, чем в 2012г.

В перспективе крупные игроки будут только наращивать присутствие на хлебном рынке. Связано это в том числе с бурным развитием сетевой розницы в последние годы. Доля сетей в розничной торговле в Петербурге превышает 70%. А сети заинтересованы в работе с крупными поставщиками, способными предложить большой объем, налаженную логистику, выделяющими крупные маркетинговые бюджеты на стимулирование продаж. При существующих условиях мелким производителям хлеба и хлебобулочных изделий практически невозможно войти в сети. Их потенциальная ниша – создание уникальных продуктов. (Эксперт-Северо-Запад/Пищепром и продукты питания Украины, мира)

 

Добавить комментарий