Норвежский кондитерский холдинг Orkla Group начал процесс продажи ОАО “Оркла брэндс Россия”, говорится в годовом отчете холдинга за 2013 г. Слабое положение “Оркла брэндс Россия” на российском шоколадном рынке и усиление конкуренции способствовали падению продаж и прибыли. Рост выручки и доли рынка – неудовлетворительные, отмечается в документе.
Выручка Orkla International (в это подразделение входят активы компании в России, Чехии, Польше, Австрии и Индии) увеличилась в прошлом году на 8% до 2,6 млрд. норвежских крон (около 13,8 млрд. руб. по курсу Центробанка на конец 2013 г.), показатель EBITDA (прибыль до вычета налогов, процентов по заемным средствам и амортизации) – отрицательный, минус 86 млн. крон (минус 455,8 млн. руб.). В 2012 г. EBITDA Orkla International составила минус 5 млн. крон. Сокращение прибыли связано со слабой динамикой российского бизнеса, говорится в отчете. Рынок в России оставался в 2013 г. “сложным”. Тем не менее у Orkla в России сильные бренды и большая доля рынка в северном регионе, отмечается в отчете.
В “Оркла брэндс Россия” входят Кондитерская фабрика им. Н. К. Крупской, комбинат “Пекарь” (оба производства находятся в Санкт-Петербурге), кондитерские фабрики “СладКо” в Екатеринбурге и Ульяновске. Фабрики Orkla в России производят конфеты, шоколад, карамель, печенье, вафли. Общий объем производства за 2012 г. – около 55 000 т, говорится в отчетности. Основные бренды компании – “Слад&Ко”, “Конфи”, “Волжанка”, “Пекарь”, “Азарт”. Доля “Оркла брэндс Россия” в России, по собственным данным компании, 4,1% в денежном выражении, компания занимает шестое место на рынке кондитерских изделий. Основные рынки сбыта продукции – Северо-Западный, Уральский и Волжский регионы. Стоимость российского бизнеса Orkla может составлять $150 млн. без учета долга, оценивает управляющий директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. Сейчас не время продавать, отмечает источник в руководстве крупной международной группы с активами в России. По его словам, иностранные компании не заинтересованы в расширении бизнеса, поскольку уже приобрели российские активы, а местные игроки могли бы купить, но дешево, например за полвыручки, 4,5-5 млрд. руб.
Фабрики Orkla в России могут быть интересны “Объединенным кондитерам”, Nestle и Cadbury (принадлежит Mondelez), говорит А.Кривошапко. Представитель Nestle отказался от комментариев. В Mondelez International (экс-Kraft Foods) обычно не комментируют вопросы возможных покупок и продаж активов на рынке, сообщил представитель компании. Основным своим конкурентом “Оркла брэндс Россия” в отчетности за 2012 г. называла холдинг “Объединенные кондитеры” (по данным Orkla, занимает 18% российского рынка). Холдинг судится с “Оркла брэндс Россия” за права на советские знаки. Самые крупные иски компания получила от “Рот фронта” и кондитерского концерна “Бабаевский” (входят в “Объединенные кондитеры”). Эти фабрики требовали от “Оркла брэндс Россия” компенсации за незаконное использование товарных знаков “Ласточка” и “Буревестник” – всего около 546 млн. руб. В конце декабря суд утвердил мировое соглашение, по которому “Оркла брэндс Россия” должна выплатить 67 млн. руб. В отчетности сказано, что на юридические споры и реструктуризацию компания потратила в 2012 г. 267 млн. крон (1,4 млрд. руб.) (Казах-зерно/Пищепром и продукты питания Украины и мира)