Прошедший 16 марта референдум в АР Крым и провозглашение распущенным Верховным Советом автономии независимости республики еще более усилили опасения и слухи вокруг возможности экспортных отгрузок украинской продукции из крымских портов.
Напомним, что основных грузовых портов в Крыму два – Севастопольский и Керченский. И хотя объемы перевалки ними зерна на экспорт даже в разгар сезона не превышают 10% от общего объема морских поставок Украины, тем не менее, вопрос доступности крымских перевалочных мощностей для наших экспортеров является весьма актуальным. До Керченского порта, из которого последние отгрузки зерна велись в декабре 2013 г., дозвониться не удалось. Однако, как ранее сообщили в одной из региональных зерноторговых компаний, имеющей свое представительство в Керчи, перевалка сельхозпродукции через местный порт ими приостановлена еще с конца прошлого года. В настоящее время доставить сюда зерно автомобильным транспортом нереально, железнодорожным – тоже довольно проблематично. В севастопольский порт “Авлита” удалось дозвониться, и там заверили, что перевалка всех грузов, в том числе и зерна, осуществляется ими в прежнем режиме, и что ситуация последних месяцев и недель никак не повлияла на их работу. В то же время на все уточняющие вопросы в порту ответить отказались, пообещав, что комментарии предоставят позже.
Тем временем по информации трейдеров, с начала марта через порт Севастополя на экспорт было отправлено всего около 25 тыс. т кукурузы, а нкакнуне – 10 тыс. т пшеницы. Больше отправок пока не предвидится – до полного прояснения ситуации компании перенаправляют экспортные потоки в порты большой Одессы. “О том, чтобы везти зерно в Крым автомобильным транспортом, сейчас и речи нет. Отправки по железной дороге возможны, но исключительно на свой страх и риск – не ясно, что местные власти еще вознамерятся “национализировать”. Понятно, что рисковать никто не будет. Тем более, что сейчас экспорт уже сезонно сокращается, и мощности наших терминалов в Одессе, Ильичевске, Южном, Николаеве вполне достаточно, чтобы обеспечить все зарубежные поставки”, – отметили в украинском офисе одного из международных зернотрейдеров.
С другой стороны, некоторые опасения сейчас существуют и по поводу азовских портов – в Мариуполе и Бердянске. Каков сейчас будет режим прохода судов через Керченский пролив – непонятно, все зависит от того, какого накала достигнет экономическая война Украины с Россией. Все эти проблемы – как уже реально существующие, так и возможные – учитывают не только украинские экспортеры, но и их зарубежные партнеры, да и весь мировой рынок, поскольку Украина сегодня является одним из ведущих экспортеров сельхозпродукции. В начале текущего месяца выросли не только цены зарубежного спроса на отечественную пшеницу, кукурузу, подсолнечное масло, но и мировые цены, поскольку на многих торговых площадках и в Европе, и за океаном разделяли опасения, что Украина может прекратить экспорт. На прошлой неделе панические настроения значительно поубавились и даже резко набравшее накануне в цене подсолнечное масло подешевело в предложении и спросе на $10/т FOB. Тем не менее, импортеры предпочитают перестраховаться и продолжают стимулировать свои закупки в Украине повышением цен спроса. В числе подорожавших к началу текущей недели на $5-10/т – пшеница, кукуруза, подсолнечник, соя. В то же время трейдеры утверждают, что если ситуация в стране не будет усугубляться, если стабилизируется национальная валюта, то экспорту зерна из Украины ничего не угрожает и она сможет поставить на внешние рынки те 30-32 млн. т, которые планировали раньше. (Крестьянские ведомости/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)