С начала этого года вступил в силу федеральный закон “О водоснабжении и водоотведении”, который серьезно повысил для промышленных предприятий плату за вред, который их стоки наносят канализационным сетям. Одни предприятия уже получили квитанции с удвоенными суммами, другие ждут, что их платежи увеличатся в 5-10 раз. Есть ли выход из ситуации с узаконенными поборами? Эту проблему промышленники обсудили на круглому столе, который организовал общественный комитет по иностранным инвестициям при торгово-промышленной палате Нижегородской области.
Основной темой минувшего круглого стола стало ужесточение требований к промышленным стокам предприятий. С 1 января 2014 года вступили в силу новые нормы закона “О водоснабжении и водоотведении”, согласно которым за качество сбросов будут отвечать сами предприятия (ранее очисткой стоков занимались водоканалы).
– Вся страна сейчас стоит на ушах, – говорит генеральный директор Дзержинского мясокомбината Алексей Костюнин. – До 1 января государство никак не стимулировало бизнес заниматься очисткой сточных вод. Мы просто платили плюс 20% к тарифу, и всех все устраивало… и тут ба-бах – оказались в такой ситуации.
Проблема в том, что в основу регулирования качества промышленных и коммунальных сбросов заложены рыбохозяйственные нормативы. В силу их жесткости (вода должна быть “фактически дистиллированной”, утверждают эксперты) всему набору показателей не соответствует ни одно предприятие.
– Мы ждали и готовились к введению платы за негативное воздействие на окружающую среду, – отмечает заместитель генерального директора ООО “Капелла“ Андрей Логинов, – но ее, благодаря усилиям промышленного лобби, удалось отодвинуть на год. А вот к введению платы за негативное воздействие на канализационные сети никто оказался не готов. Особенно в плане цены.
По словам Логинова, для его предприятия существует угроза десятикратного увеличения платежа за водоотведение. Однако пока водоканал счет не выставлял. Алексей Костюнин сообщил, что ему уже пришел счет:
– Если в прошлом году мы платили за канализацию 1 млн. рублей, то за январь нам выставили счет на 800 тысяч рублей больше. Нам ничего иного не остается, кроме как реконструировать собственные очистные сооружения, покупать люки канализационные, после чего мы будем сливать в сети водоканала чистую водичку.
Фактически предприятия вынуждены строить локальные очистные сооружения, чтобы сократить счета (правда, полной уверенности у промышленников в этом нет).
– Наши реки настолько загрязнены, что говорить о способности самоочищения водоемов мы уже не можем, – отметила консультант Дзержинского межрайонного отдела Минэкологии Нижегородской области Татьяна Маковецкая. – А Волга, куда сбрасываются наши стоки, это источники питьевого водоснабжения крупных городов.
Промышленники говорят, что готовы строить (хотя это и весьма затратное мероприятие). Но при этом просят отсрочить введение платы за воздействие на сети – чтобы не тратиться одновременно на штрафы и на очистные сооружения.
– Сейчас тема очистных сооружений поставлена во главу угла на многих предприятиях, – знает заместитель гендиректора “Завода синтанолов“ Николай Сдобнов. – В ущерб программам модернизации и выпуску новой продукции.
– Строительство локальных очистных сооружений и введение подобной платы делает малорентабельным много бизнесов. Что будет с малыми и средними предприятиями? – задает вопрос Андрей Логинов.
По сути, крайними во всей этой истории оказались водоканалы. В ходе круглого стола директора некоторых предприятий указали, что в законе есть норма о “праве“ водоканала выставлять предприятиям счета за негативное воздействие на сети – то есть могут выставлять, а могут и не выставлять.
– Это вопрос договоренностей, – уверен Алексей Костюнин.
Директор по правовым вопросам “Дзержинского водоканала“ Ольга Николаева дала понять, что готовы идти на переговоры, но не со всеми предприятиями. Кроме того, уменьшить размер платежей на водоканале не могут, иначе сами окажутся нарушителями закона.
В итоге предприятия оказались в ситуации, когда закон есть, но как его исполнять – никто не знает.
– Живем по закону, но без правил, – емко описал проблему управляющий партнер юридической фирмы Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov Олег Тимофеев.
Участники круглого стола пришли к мнению, что необходимо инициировать обращение к региональным властям с целью привлечения внимания к данной проблеме, чтобы те в дальнейшем подняли вопрос на федеральный уровень. (nn.mk.ru/ Пищепром Украины, СНГ, мира)