“Очаково” выставило ЮВК на продажу, рассказали два источника на алкогольном рынке. “Для “Очаково” это непрофильный бизнес, поиск покупателя они ведут с весны”, – говорит один из собеседников. О продаже ЮВК говорит также исполнительный директор ТД МВЗ Евгений Калабин. В пресс-службе “Очаково” от комментариев отказались.

ЮВК была создана “Очаково” в 2000 г. на базе крупного краснодарского винодельческого хозяйства “Победа” (сегодня это около 1 тыс. га виноградников, винзавод и хранилище на 60 млн. литров). В масштабах производства российского столового вина доля ЮВК небольшая: по данным Росстата за январь-август 2013 г., предприятие выпустило 51,4 тыс. дал (на 61,7% больше, чем в аналогичном периоде 2012 года) – всего 0,2% от общего объема. Помимо готовой продукции ЮВК может отгружать вино наливом для других компаний, отмечает президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович. “В этом случае загрузка предприятия может быть гораздо больше, чем показывает Росстат”,- отмечает он. Источник, знакомый с предложением для инвесторов о продаже ЮВК, говорит, что за нее владельцы “Очаково” просят 1,5 млрд. руб. “Оценка сильно завышена, оптимальная цена – около 500 млн. руб.”,- говорит топ-менеджер одного из алкогольных холдингов. Господин Попович, впрочем, считает, что ЮВК может стоить 1,5 млрд. руб., при условии что земля под виноградники находится в ее собственности. Эксперт отмечает, что у ЮВК “образцовые виноградники, включающие европейские сорта, из которых можно выпускать вино как для массового сегмента, так и для более дорогого”. Как указано на сайте “Очаково”, компания выпускает вина “Каберне”, “Мускат”, “Саперави”, “Шардоне”. Сейчас, по мнению директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, “Очаково” будет трудно найти покупателя на ЮВК при любой цене. “Западные инвесторы на этот рынок заходить не хотят, так как правила игры на нем до сих пор непонятны, а местным виноделам достаточно собственных хозяйств”,- говорит он.

ЗАО “МПБК “Очаково”” владеет пивоваренными заводами в Москве, Краснодаре, Тюмени и Пензе. Акционерами, по данным “СПАРК-Интерфакса”, являются Алексей Кочетов (38,06%), Нина Метленко (23,86%), Инна Кочетова (16,25%). Выручка в 2012 г. – 6,6 млрд. руб., чистая прибыль – 4,8 млн. руб. В основном бизнесе – производстве пива и кваса (ТМ “Очаково” и “Очаковский”) – дела у “Очаково” идут лучше. Согласно данным Nielsen за январь-июль 2013 г., компания занимала пятое место на отечественном рынке пива с долей 2,9% в натуральном выражении и второе место на рынке кваса с долей 23,2%. Намерение “Очаково” выйти из винного бизнеса эксперты считают понятным. “Активно работать на рынке вина компания начинала в 2005 г., желая диверсифицировать бизнес, но с того времени так и не смогла создать ни одного федерального бренда, – объясняет Вадим Дробиз. – Отчасти это связано с кризисом 2008 г., после которого стало ясно, что потребление вина не будет расти теми темпами, на которые рассчитывали его производители”. В этом году, как показывает Росстат, выпуск тихих вин сократился на 5,4%. Свой винный бизнес выставило на продажу не только “Очаково”. Так, МВЗ находится в процессе сделки по продаже предприятия “Мильстрим – Черноморские вина” (седьмой по величине производитель тихих вин в России) примерно за 500 млн. руб. “Шато ле Гран Восток” ищет инвестора на пакет до 49% акций, рассчитывая выручить за них более 200 млн. руб. (Коммерсант/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)