Danone и PepsiCo, чтобы не остаться без сырья, разработали собственные программы поддержки сельхозпроизводителей: Danone готова подключить к кредитованию аграриев свои партнерские банки, а PepsiCo – поставлять им скот в обмен на молоко. Озабочены этой проблемой и региональные компании. Руководитель одного из крупнейших на Урале переработчиков – Кувшинского гормолзавода Юрий Жуков дает селянам кредиты на сезонно-полевые работы.
Производство молока в России за семь месяцев снизилось на 4,1%, или на 900 тыс. т, до 18,6 млн. т, свидетельствуют данные Росстата. По оценке Национального союза производителей молока (“Союзмолоко”), по итогам текущего года страна может недополучить 1 млн. т этого вида сырья. Селяне жалуются на недостаточную государственную поддержку отрасли, и переработчикам молока приходится самостоятельно решать проблему с дефицитом сырья. “Мы уже предоставляли нескольким хозяйствам, с которыми у нас давние партнерские отношения, займы на закупку нетелей на срок от полутора до трех лет, – рассказал директор по закупкам молока группы Danone в России Жиль Бурло. – Делали мы это из собственных средств, что, как вы понимаете, несколько затруднительно для бизнеса”. Сейчас компания ведет переговоры с банками-партнерами о предоставлении кредитов своим поставщикам на льготных условиях. Гарантиями возврата средств для банков в данном случае будут служить долгосрочные договоры на продажу молока предприятиям Danone, а также повышение эффективности хозяйств при помощи консультационных услуг, которые компания предоставляет своим поставщикам, пояснил Бурло.
“Вимм-Билль-Данн” (ВБД, входит в PepsiCo), в свою очередь, выделяет значительные средства на беспроцентное авансирование аграриев сроком до одного года и обеспечение залоговой базы и поручительств, сообщила директор по коммуникациям российского подразделения PepsiCo Марина Зибарева. “Мы планируем расширить программу поддержки поставщиков молока уже в этом году и внедрить новые формы поддержки”, – добавила она. Часть планов компании уже раскрыли региональные чиновники. На одном из рабочих совещаний правительства Свердловской области глава регионального Министерства сельского хозяйства Михаил Копытов рассказал об идее ВБД закупать и передавать сельхозпроизводителям коров. По его словам, расчет за поголовье будет производится молоком в течение определенного периода. Такой опыт, по словам министра, предложен компанией к реализации в Башкирии. “Говорить об этом мы можем только тогда, когда наши планы будут утверждены”, – подчеркнула Зибарева. Свердловская область готова рассмотреть подобный проект, заявил глава регионального правительства Денис Паслер: “У нас в регионе есть крепкие хозяйства, у которых тем не менее не хватает средств на закупку поголовья. Подумайте над этим вариантом”.
По мнению исполнительного директора некоммерческого партнерства “Союз животноводов Урала” Елены Стафеевой, это вполне рабочая схема: “Для этого не надо ввозить животных из других регионов или стран – купить скот высокой продуктивности можно и в нашей области”, – добавила она. Воронежский производитель молочных продуктов “Молвест” решил построить собственную мегаферму на 2 тыс. голов дойного стада, хотя изначально проект предполагал наличие 1-1,2 тыс. дойных коров. С выходом на полную мощность ферма сможет ежедневно давать “Молвесту” на переработку 50 т молока. Правда, это капля в сравнении с ежедневными потребностями завода, который способен перерабатывать до 1 тыс. т молока в сутки. Но если ферма покажет свою эффективность, то проект может быть расширен, сообщили в воронежской компании.
Гендиректор Кушвинского гормолзавода Юрий Жуков не имеет возможности строить фермы и заниматься поставкой скота, но он все равно поддерживает своих поставщиков. “В последние годы мы всегда субсидировали их в начале сезонных работ”, – отметил бизнесмен. Но в этом году он чуть не погорел на кредитовании аграриев: в начале февраля этого года Жуков передал 150 млн. руб. селянам, а через неделю вышло постановление, что субсидированию подлежит молоко, из которого вырабатываются только масло, сыр и сухое молоко. Молоко, которое идет на выпуск цельномолочной продукции, в этот список не входит. Из-за этого три месяца селянам пришлось платить процентную ставку в размере 10,5% по взятым кредитам, а завод в это время производил масло, чтобы получить полагаемую субсидию.
“Сейчас мы опять кредитуем селян беспроцентно, – подчеркнул Жуков. – Мы будем и дальше субсидировать село, потому что без этого механизма селу не выжить”. Елена Стафеева уверяет, что схема по льготному кредитованию аграриев усилиями переработчиков молока очень хорошо работала в Свердловской области до того момента, пока в феврале не вышло упомянутое постановление. “Нам хотелось бы, чтобы у наших переработчиков вновь появилась возможность получать субсидируемые банковские кредиты и передавать их сельхозпроизводителям”, – поделилась они своими пожеланиями. Наиболее выгодным для селян является предоставление кредита на сезонные работы, согласился с ней Жуков. Он знает, что некоторые сельхозпроизводители уже изучали вопрос о закупке скота через переработчиков, но так и не приняли решения. Как правило, аграрии продают молоко сразу нескольким переработчикам, а в случае поставок скота хозяйство должно будет сдавать весь объем молока только одной компании, которая пришла ему на помощь. (РБК/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)