Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по международным делам Леонид Калашников сообщил, что за последние 10 лет импорт рыбы и морепродуктов в Россию в долларовом выражении вырос в 13 раз. При этом потребление рыбы россиянами все еще меньше, чем в советское время. По словам депутата, одна из причин этого – “символические закупочные цены, которые российским торговым компаниям предлагает государство, и сверхвысокие тарифы на разгрузку промысловых судов в российских портах”. Депутат Калашников отмечает, что “в результате рыба вывозится в зарубежье”. Слова депутата подтверждает происходящее на российском Дальнем Востоке. В прошлом году там наблюдался рыбный бум. В частности, был установлен абсолютный рекорд по улову лососевых – 253 тыс. т. Но цены на рыбу на рынках не только не упали, но и выросли в рамках продуктовой инфляции, которая ежегодно составляет около 20%. По данным Росрыболовства, цены на рыбу в РФ за первые четыре месяца этого года увеличились на 1%. Больше всего был заметен рост цен на лососевую икру, соленые и копченые деликатесные продукты из рыбы и на рыбные консервы.
Согласно последним данным, обнародованным Росстатом, ввоз из-за рубежа рыбного сырья и продуктов его переработки за последний год в РФ возрос почти на 20%. Притом что Россия занимает 5-е место в мире по объемам рыборесурсов, она находится на 6-м месте по импорту рыбы и рыбопродуктов. Китай, Япония, Норвегия, Португалия, Швеция – вот страны, из которых в нашу страну ввозится значительная часть рыбы, продающаяся в магазинах. Изучив один из продуктовых магазинов Подмосковья, корреспондент пришла к выводу, что на прилавках представлена как российская, так и зарубежная рыба в количестве примерно 50 на 50. Наряду с форелью радужной из Турции, тунцом из Франции, лососем из Норвегии и филе окуня из Китая в продаже можно увидеть минтай и хек с Камчатки, треску из Мурманска и чир с Таймыра. При этом замечено, что аккуратные кусочки филе, как правило, оказываются импортом, а наша рыба продается в первозданном, непотрошеном виде. Исполнительный директор Союза предприятий, осуществляющих деятельность в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры “Рыбный союз”, Сергей Гудков поясняет, что “современный потребитель в массе своей выбирает не рыбу в первозданном виде, а филе или стейки, производство которых в России сейчас не налажено на должном уровне”. Кроме того, по мнению эксперта, само государство должным образом не заинтересовано в развитии рыбной отрасли, так как считает ее нерентабельной: “Сейчас вклад рыбной отрасли в ВВП – мизерный, а усилий она требует, сопоставимых с другими отраслями”.
Экс-президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Юрий Кокорев подтверждает “НИ”, что ситуация с переработкой рыбы в нашей стране пока оставляет желать лучшего: “Закупать норвежский лосось московским поставщикам выгоднее в первую очередь потому, что его ближе везти”. По словам эксперта, основная проблема на пути дальневосточной российской рыбы к российскому производителю – транспортная: при высоких тарифах на грузоперевозки импортная рыба часто обходится гораздо дешевле.
“У нас нет нормальных транспортных путей, чтобы с Дальнего Востока доставить, скажем, в Тверь, родную горбушу”, – объясняет “НИ” руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев. По его словам, сейчас выгоднее гнать рыбу на экспорт, а закупать у китайцев, хотя качество их рыбы оставляет желать лучшего. У российских же промышленников не хватает холодильников, кроме того, “очень долго идут расчеты с Москвой”.
Трудности с транспортировкой рыбы приводят к тому, что цена рыбы по пути с Камчатки в Москву возрастает в два, а то и в три раза. Житель Петропавловска-Камчатского и бывший матрос рыболовецкого корабля Владимир Крылов рассказал “НИ”, что рыба у них присутствует на столе каждый день, средняя цена палтуса синекорого там составляет 180 рублей, а филе минтая – около 90 руб. При этом в столичных магазинах цены на аналогичный товар уже составляют в среднем 450 и 150 руб. соответственно. Также, по словам Крылова, на Камчатке сегодня сложно найти в продаже не браконьерскую рыбу: “Почти вся продукция на прилавках рынков и магазинов не имеет лицензии, а значит, ее качество остается на совести производителей”. “Браконьерство создает большое количество посредников – вот еще одна причина, почему рыба в России дорогая”, – рассказывает Александр Савельев из Росрыболовства. По его словам, в России лишь четверть рыбы и рыбопродуктов – от самих производителей. Все остальное доставляют или сбывают многочисленные посредники, из-за которых наценки на рыбу – минимум трехкратные. Однако не все эксперты склонны считать именно браконьерство причиной всех зол. Заведующий лабораторией глобальных проблем Института экономических исследований Дальневосточного отделения (ДВО) РАН, профессор кафедры экономики Дальневосточного федерального университета Михаил Терский говорит “НИ”, что масштабы незаконной ловли в России часто преувеличивают: “Те объемы браконьерства, о которых заявляется официально, – это ритуальные мифы”.
По мнению Терского, российские рыболовы продают рыбу за рубеж из-за ее избытка: “В России вылавливается порядка 1700 тыс. т минтая. 300 тыс. т – это максимум, который может принять внутренний рынок, так что нашей стране эта рыба не нужна в принципе”. Однако по экспертным оценкам Минсельхоза и Росрыболовства, до 70% ввозимых в РФ рыбопродуктов изготовлено из российского же сырья. По статистике, озвученной Александром Савельевым, в последние несколько лет экспорт российского минтая увеличился в 10 раз, но растет и его импорт, только уже из Китая – оттуда, где минтай не водится: “Китайцы кормят нас нашей же рыбой, только переработанной: размораживают, делают филе, красиво упаковывают. Разве не абсурд?” Между тем продавать рыбу напрямую в Россию многие рыбопромышленники вовсе не стремятся. По словам председателя комитета по рыбному хозяйству администрации Архангельской области Андрея Широких, в настоящее время рыбопромысловым предприятиям гораздо выгоднее продавать улов за границу. Там и рыба стоит дороже, чем в России, и времени на разгрузку судна требуется меньше. (Новые известия/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)