Полная модернизация агропромышленного комплекса, грамотный маркетинг и политическая воля руководства республики позволят преодолеть негативные тенденции, которые ослабляют сельское хозяйство Якутии последние двадцать с лишним лет.

К такому выводу пришли в правительстве республики. При этом речь идет не только о замене машин, технологий и животных, но и о новом уровне подготовки специалистов отрасли. В 2012 г. в Якутии стартовала очередная государственная программа “Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2016 гг.”. Это уже третья по счету региональная аграрная программа. Каждая из них преследовала амбициозные цели, но если верить статистике, то две предыдущие особого успеха не имели. Накануне вступления в силу нынешнего документа положение дел в агропромышленном комплексе практически оставалось неизменным: производство не отличалось высокой эффективностью, а основные фонды в большинстве своем значительно изношены.

Сельское хозяйство республики уникально. В мире нет больше регионов, где в зоне вечной мерзлоты велось бы интенсивное производство сельскохозяйственной продукции. Скажем больше, во времена СССР якутские овощеводы умудрялись ставить такие рекорды, что вгоняли в краску представителей агропрома европейской части страны. К примеру, в Хангаласском и Олекминском районах республики урожаи картофеля превышали 300 ц/га, что было больше, чем в Беларуси и Украине, традиционно считавшихся картофельными “житницами” страны. Увы, совхозы, славившиеся своими достижениями, канули в Лету вместе с развалом Советского Союза.

Сегодня сельское хозяйство Якутии не способно прокормить местное население, и это беспокоит региональное правительство. Однако главная проблема заключается не в этом. Дефицит тех или иных продуктов способны закрыть соседние регионы, в частности, Сибирь и Алтай с их более развитым агропромышленным комплексом. Наконец, можно организовать поставки продуктов питания из других стран, хотя это и будет накладно из-за сложной логистики и огромной, почти с Европу, территории республики. Но невнимание к сельскому хозяйству несет в себе куда большие риски и для Якутии, и для страны. Это угроза продовольственной безопасности богатейшей территории и рост социального напряжения в природной кладовой России. Сегодня более 35% населения республики проживает в сельской местности. Но только 2,8% (27 тыс. человек) жителей заняты в аграрном производстве. Из них менее половины, 10,6 тыс. человек (38,6% всех работающих в АПК), являются сотрудниками сельскохозяйственных предприятий. То есть менее 1% людей, населяющих республику, сегодня занято в организованном сельхозпроизводстве, а во многих секторах отрасли акценты смещены в сторону частника, личных подсобных хозяйств. А они в суровых природно-климатических условиях Якутии не имеют возможности должным образом развиваться.

Косвенно об этом говорит значительное сокращение посевных площадей: в 1990 г. они составляли 107,5 тыс. га, в 2011 г. – лишь 44,1 тыс. га. Однако благодаря усилиям властей с 2008 г., когда было зафиксировано максимальное за 20 лет падение площадей – до 35,3 тыс. га, начался пусть и минимальный, но рост этих показателей, примерно на 1 тыс. га в год.

Около 14,7 тыс. га (в 1990 г. – 24 тыс.) занято зерновыми культурами, и здесь сельхозпредприятиям Якутии нет равных: в 2011 г. на их долю приходилось 85,8% произведенного в регионе зерна. Однако урожайность в этом секторе оставляет желать лучшего, поскольку в среднем колеблется в районе 10 ц/га.

Причин тому несколько. Одна из них – проблемы с техникой. Прежде всего, ее недостаточно. Потребность в тракторах у хозяйств закрыта только на 86%, в зерноуборочных и кормоуборочных комбайнах – на 72% и 70% соответственно, в косилках всех видов – на 94%. При этом машины в основном старые: 90% зерноуборочных комбайнов работают на якутских полях уже более 10 лет. Чуть лучше ситуация с кормоуборочными – 88,7% машин старше 10 лет, тракторов-ветеранов значительно меньше – 42,1% машин старше 10 лет, 34,8% – в возрасте от 3 до 10 лет и 23,2% можно отнести к числу новых. Это серьезно влияет на качество работы на полях. Поэтому обновление технического парка якутского агропрома – один из приоритетов руководства республики и отрасли.

Еще один фактор, влияющий на урожайность сельхозкультур, – состояние почвы, сохранение ее плодородия. По сравнению с 1990 г. хозяйства республики в разы сократили внесение минеральных удобрений – с 42,8 кг на 1 га посева до 14 кг в 2011 г., органических удобрений – с 4,9 т на 1 га посева в 1990 г. до 0,5 т в 2011 г.

Производство овощей в республике большей частью сконцентрировано в личных подсобных хозяйствах, на их долю приходится 59,4%. С начала 2000-х годов здесь произошли небольшие структурные изменения: сельхозорганизации уступили часть рынка (11% валового сбора) крестьянским фермерским хозяйствам, и в 2011 г. они производили более 28% овощей. К чести лидеров, они не только не уронили объемов производства, но и нарастили их: в 1990 г. валовой сбор составил 23,9 тыс. т, в 2011 г. – 32,3 тыс. т.

Аналогична ситуация и со сбором картофеля, с той лишь разницей, что личные подсобные хозяйства здесь занимают еще больший сегмент – 71,1% картофеля выращивается в личных хозяйствах. Фермеры и сельхозпредприятия имеют на этом рынке практически равные доли – 15,6% и 13,3% соответственно. Тенденции к росту в этом секторе есть, особенно учитывая значительные усилия, прикладываемые к созданию сети современных овощехранилищ. Серьезные изменения произошли на рынке мяса. Если в начале нового века более 60% мяса производилось на частных подворьях, то сейчас этот рынок поделен практически на три почти сопоставимые доли: 26,5% занимают фермерские хозяйства, 35,1% – предприятия и 38,4% выращивается силами жителей.

Похожие тенденции сложились и на рынке молока, хотя позиции личных подсобных хозяйств здесь все еще сильны – им принадлежат 47,6% рынка (в 2000 г. – 66,2%), 30,5% (в 2000 г. – 16,4%) молока надаивают фермеры и лишь 21,9% – сельхозпредприятия (в 2000 г. – 17,4%). Видимо, в силу значительного присутствия в молочном производстве частного сектора в республике практически не меняется уровень надоев. Борьба за повышение продуктивности животных – удел крупных сельхозпредприятий. Поэтому все громче раздаются голоса в пользу возвращения к проверенным крупным формам хозяйствования на селе – от кооперативов до совхозов.

С каждым годом растет поддержка аграрного производства в республике. В 2007 г., например, объем субсидий из бюджетов обоих уровней составил чуть менее 5 млрд. руб., в 2010 г. уже 6,4 млрд., а в 2012 г. – 8,3 млрд. руб. Новая государственная программа, вступившая в силу с начала прошлого года, предполагает не только рост финансирования, но и совершенно иной подход к расходованию бюджетных средств на поддержку аграрного производства. Акцент сделан на модернизацию АПК. Ежегодно доля капитальных расходов в общем объеме финансирования будет расти – с 20% в 2012 г. до 26% к 2016г. Деньги пойдут на укрепление материально-технической базы – строительство новых производственных объектов, развитие инфраструктуры сельскохозяйственного производства. Это позволит повысить привлекательность жизни в деревне и позволит решить проблему кадрового голода в отрасли, который сегодня тоже вносит свою лепту в сложившуюся ситуацию.

Повышение продуктивности животных – еще одна задача, которую призвана решить новая программа. В ней появился новый вид помощи – поддержка маточного поголовья крупного рогатого скота. В целом же львиная доля (37%) финансирования аграрного сектора направляется на поддержку животноводства, традиционного для местных жителей занятия: племенного животноводства, коневодства, птицеводства, оленеводства.

Впервые оленеводческим хозяйствам предоставлена государственная поддержка на приобретение вездеходов и снегоходов. Для защиты сельскохозяйственных животных от хищников установлена премия в 20 тыс. руб. за шкуру волка. Увеличено финансирование борьбы с волками с использованием авиации. Дело в том, что аномальные природно-климатические условия и рост числа хищников в арктической зоне привели к сокращению поголовья оленей в 2012 г. до 191 тыс. (98% к 2011 г.).

Значительные средства государственной программы пойдут на поддержку и развитие молочной отрасли. В 2012 г. на эти цели было направлено более 1,6 млрд. руб., а в 2013 г. – уже свыше 2,5 млрд. Не менее важно и производство кормов. Поэтому 10% запланированных на поддержку средств будет направлено на развитие земледелия. Отдельное внимание в программе уделено рыболовству, которое тоже относится к числу традиционных занятий жителей республики. Например, централизована система заготовки и переработки рыбы. Создан кооператив второго уровня РСХППК “Рыба Арктики”, который объединил более 40 рыболовецких хозяйств Якутии.

Новые технологии, современная техника, высокопродуктивные животные и высокоурожайные зерновые и овощные культуры, которые должны прийти на смену тем, что выращиваются в республике, изменение самой структуры производства призваны исправить ситуацию.

К тому же Якутия обладает одним конкурентным преимуществом, реализации которого еще не уделялось должного внимания. Это практически девственная экология. Учитывая нарастающую в мире популярность “зеленых” продуктов питания и готовность за это платить, этот фактор может быть одним из важнейших для привлечения в отрасль серьезных частных инвестиций. Грамотный подход к решению проблемы вывода на рынок экологически чистых продуктов якутского агропрома может застолбить за ними значительные сегменты продовольственного рынка не только в России, но и в мире. Все это в целом способно изменить ситуацию в агарном производстве Якутии. (Эксперт/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)