Закон об органическом сельском хозяйстве может стать одним из самых скандальных документов, регламентирующих пищевую отрасль. Из доработанной Минсельхозом версии проекта исчезли пункты, регулирующие деятельность производителей эко- и биопродукции, а вместо них появились статьи, расширяющие полномочия контролирующих органов. Участники рынка уверены, что к работе над документом подключились крупные компании, которым невыгодно появление строгих стандартов для такой продукции.

Первоначальный вариант проекта ФЗ “О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации” претерпел ряд существенных изменений, рассказали в Союзе органического земледелия, участники которого были инициаторами появления законопроекта. По их словам, из доработанной версии документа, размещенной на сайте Минсельхоза в рамках оценки регулирующего воздействия, исчез целый ряд основополагающих пунктов, а сам проект превратился в описание полномочий контролирующих органов.

“В частности, убраны любые упоминания терминов эко- и биопродукции, а также другие определения того, что может считаться органическим продуктом”,- говорит исполнительный директор союза Яков Любоведский. При этом предлагается создать контролирующий орган, полномочия которого по осуществлению сертификации, проверок и ликвидации компаний за несоответствие данному законодательному акту четко прописаны. “Законопроект содержит всего 33 статьи, треть из которых теперь посвящена неназванному регулятору”, – отмечает господин Любоведский. По данным International Federation of Organic Agriculture Movements (IFOAM), в 2000-2012 гг. мировой рынок экологических продуктов вырос с $18 млрд. до $65-67 млрд. По данным Evromonitor International, рынок органических продуктов (в отличие от эко- и био-, проходят самый жесткий контроль) в России оценивается в 4,44 млрд. руб. ($148 млн.), рынок эко- и биопродуктов – в 40-60 млрд. руб. ($1,3-2 млрд.). В США экологически чистые продукты стоят в среднем на 20% дороже, чем обычные, в России – в среднем на 50%.

Участники рынка уверены, что к работе над законом подключились лоббисты крупных пищевых компаний. “Сейчас производителям не приходится доказывать, чем обусловлено употребление в названии продукта терминов эко- или био-, достаточно в рекламе заявить, что он произведен из экологически чистого сырья”,- говорит владелец экофермы “Коновалово” Александр Коновалов. Он настаивает, что вторая редакция проекта “явно отражает интересы крупных производителей”. “Закон в первоначальном виде давал четкие определения, что может называться органической продукцией, а также при каких условиях могут использоваться приставки эко- и био-“,- поддерживают коллегу в компании “Чистая еда”. Яков Любоведский добавляет, что в последнем варианте проекта органической продукцией предлагается признавать продукты, вообще не содержащие органических компонентов. Отношение крупных пищевых компаний к проекту закона “Об органическом сельском хозяйстве” выяснить не удалось: запросы в Danone, “Вимм-Билль-Данн”, Eos остались без ответа. Производители органики готовят возражения к новому тексту документа. “Законопроект не проходил согласование с профессиональным сообществом, отраслевыми союзами (ассоциациями), в документе отсутствует взаимосвязь с реальным положением дел в органическом сельском хозяйстве”, – говорится в официальном отзыве Союза органического земледелия. В Минсельхозе сообщили, что работа над проектом продолжается, и консультации будут вестись со всеми заинтересованными сторонами. На этой неделе должен состояться первый раунд. (Коммерсант/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)