Прошлый год десять крупнейших продуктовых ритейлеров страны закончили с суммарной выручкой свыше 80 млрд. грн. Это на 22% больше, чем в 2011-м. Лидер с показателем 21,9 млрд. грн. – Fozzy Group Владимира Костельмана, Олега Сотникова и Романа Чигиря. В борьбе двух гигантов – Fozzy и “АТБ-маркет” Геннадия Буткевича, Евгения Ермакова и Виктора Карачуна – лидерство сохраняет первый, и это несмотря на то, что АТБ в прошлом году открыла 156 магазинов, а ее главный конкурент – 45. Площадь новых торговых точек сетей сопоставима: 64000 кв. м и 65000. Прошлым летом в интервью Forbes председатель совета директоров АТБ Борис Марков заявлял о планах увеличить в 2012-м выручку до 28 млрд. грн. и обогнать Fozzy.
Первая тройка сетей по сравнению с прошлым годом осталась неизменной: на третьем месте с минимальным приростом выручки – “Metro Cash & Carry Украина”, которая недавно сменила руководителя. Наиболее примечательное изменение в нижней части списка – попадание в десятку крупнейших FMCG-ритейлеров Украины по величине оборота днепропетровской сети – Varus (ООО “Омега”) Руслана Шостака и Валерия Киптыка. Именно она среди всех участников списка показала самый большой прирост продаж – 60%. Компания открыла 14 новых магазинов и вдвое увеличила торговую площадь – до 41000 кв. м. В 2013 г., по словам генерального директора Varus Геерта Яна тен Хоонте, ритейлер планирует расширить торговые площади на 25000 кв. м, а товарооборот – более чем вдвое (до 4,9 млрд. грн.). О том, что обгонять конкурентов по доходам можно не только за счет увеличения сети, свидетельствует также опыт Auchan – ритейлер в прошлом году потеснил с пятой позиции многоформатный холдинг “Ритейл Групп” Романа Лунина. Причина – оптимизация действующих магазинов. “Auchan вообще оказался парадоксально эффективным, – констатирует директор исследовательской компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля. – В 2012 г. не появилось ни одного нового магазина, а по рейтингу компания продолжает продвигаться все выше”. Чего следует ждать в 2013-м? Скорее всего, лидеры уйдут в еще больший отрыв, прогнозирует Гугля. “Борьба за первое место продолжится, и отрыв первых двух игроков Fozzy Group и “АТБ-маркет” может еще больше увеличиться”, – предполагает он. (Дело/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)