Чиновники Минэкономразвития посчитали, что их коллеги из Росалкогольрегулирования (РАР) лоббируют интересы владельцев McDonald’s и прочих сетей фастфуда в России. Алкочиновники предложили запретить розничную продажу спиртных напитков вдоль федеральных трасс, в том числе в заведениях общепита. Среди тех, кого затронет запрет, – и дешевые забегаловки для дальнобойщиков, и элитные рестораны на Рублевке. В итоге заведения фастфуда смогут избавиться от конкурентов на главных дорогах страны.

В сентябре 1997 г. российский президент Борис Ельцин, закончив с официальной программой, повез своего французского коллегу Жака Ширака в известный ресторан Аркадия Новикова “Царская охота”, расположенный на Рублево-Успенском шоссе. Как сообщали тогда светские хроникеры, несмотря на то что на столе присутствовало шампанское Ruinart, российский президент настоятельно рекомендовал Шираку пить водку “Юрий Долгорукий”. Вполне вероятно, что, если в недалеком будущем действующему президенту России Владимиру Путину придет в голову повторить гастрономический маршрут с коллегой Франсуа Олландом, запивать осетрину на гриле и молочного поросенка им придется компотом. Росалкогольрегулирование, обеспокоенное большим количеством аварий, совершенных пьяными водителями, предлагает запретить розничную продажу спиртного как в магазинах, так и в заведениях общепита вдоль трасс федерального значения. Трасса А105, также известная как Рублевка, как раз таковой и является.

Проект, содержащий введение соответствующих запретов, был обнародован на сайте РАР еще в начале марта этого года и сразу же вызвал замечания у участников рынка. Например, в Федерации рестораторов и отельеров отмечали, что регулятор внес в текст ряд положений, которые не обсуждались в ходе консультаций с представителями отрасли. На этой неделе свое заключение об оценке регулирующего воздействия законопроекта вынесло Минэкономразвития (МЭР). По мнению специалистов министерства, снижение уровня алкоголизации населения за счет запрета продажи алкоголя в заведениях общепита вдоль федеральных трасс является спорным. “Услугами придорожных предприятий общественного питания пользуются не только водители, но и их пассажиры, в том числе туристические группы, а также население прилегающих территорий, – отмечается в заключении МЭР. – Запрещение реализации алкогольной продукции приведет в первую очередь к закрытию действующих в настоящее время организаций общественного питания, а также к расширению сетей предприятий фастфуда. Таким образом, полагаем, что проектируемый запрет несет риск передела рынка услуг общественного питания”. В пресс-службе Росалкоголя отметили, что данное положение законопроекта соответствует Концепции реализации госполитики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 г. Источник в ведомстве пояснил, что пункт о запрете продажи алкогольных напитков появился в документе в рамках поручений правительства после совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича в июле 2012 г.

Год назад произошло несколько резонансных аварий с человеческими жертвами по вине пьяных водителей, – рассказал источник в правительстве. – Всем ответственным ведомствам было поручено разработать законодательные предложения, которые могли бы повлиять на эту ситуацию. Думаю, такой пункт в законопроекте Росалкоголя был включен в рамках этой инициативы”. По мнению собеседника издания, из окончательной редакции документа запрет на продажу алкоголя в придорожных ресторанах вполне может быть изъят: “После отрицательного заключения Минэкономразвития будет составлена таблица разногласий, и какие-то спорные моменты из окончательного варианта перед внесением в Госдуму могут убрать”. На то же рассчитывают и в Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО), членом которой является, в частности, уже упомянутый Аркадий Новиков. “В ходе наших консультаций с представителями РАР при подготовке законопроекта мы говорили о необходимости развития культуры потребления алкогольных напитков в России, о том, что предприятиям общественного питания следует предоставлять преференции в области регулирования их работы, – рассказала юрист ФРиО Мария Орлова. – К сожалению, не все наши пожелания вошли в текст документа, а некоторые предложения, такие как запрет продажи алкоголя в придорожных кафе и ресторанах, были добавлены правительством. Надеемся, у нас еще будет возможность поработать над этим документом”.

Член президиума “ОПОРА России” Алексей Небольсин уверен, что уже действующего запрета на продажу алкоголя на пунктах АЗС вполне достаточно. “Они в Росалкоголе, похоже, считают, что после всех последних увеличений штрафов за вождение в пьяном виде водители будут искать придорожные заведения, чтобы там напиться и выехать на дорогу. Это чушь полная, – уверен Небольсин. – Дай им волю, они бы, наверное, разрешили бы продавать алкоголь в заведениях исключительно при кладбищах. Иностранные туристы поедут по Золотому кольцу, захотят остановиться на трассе, выпить традиционной русской медовухи, а им: “Извините, у нас только Coca-Cola”. В общем, Росалкоголь в своем репертуаре”. По словам Небольсина, продажи алкоголя в объеме выручки придорожных пунктов общепита занимают порядка 40%. “Запрети им продавать алкоголь – и заведение можно закрывать. Только пить от этого все равно меньше не станут”, – уверен член президиума “ОПОРА России”. В дорожном комплексе “Пит-Стоп”, расположенном в Тверской области на федеральной трассе Москва – Петербург, уверены, что смогут обойтись без продажи алкоголя, хотя к инициативе РАР относятся без энтузиазма. “У нас алкоголь в объеме выручки не является основным продуктом, скорее сопутствующим, – рассказала администратор комплекса, представившаяся Еленой. – Водители останавливаются у нас, чтобы поесть, выпить кофе, а алкоголь заказывают главным образом сопровождающие их пассажиры. Так что если нам запретят продавать спиртное, ничего особо страшного для нас не произойдет, но будет лучше, если он останется у нас в баре”. (РБК/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)