Репутация российских игристых вин навеки испорчена “Советским шампанским”, говорили участники рынка, когда Борис Титов, купивший завод “Абрау-Дюрсо”, заявил о желании возобновить выпуск дорогого классического шампанского (СФ N12/2009). До прихода Титова в 2006 г. “Абрау-Дюрсо” продавала по 4 млн. бутылок в год. 90% из них приходилось на дешевое резервуарное шампанское (до 170 руб. за бутылку), и только 10% – на дорогое классическое (по 1,5 тыс. руб.). Сейчас “Абрау-Дюрсо” – единственный производитель классического шампанского в России, говорит президент Российского союза виноградарей и виноделов Леонид Попович.

Для работы с розницей “Абрау-Дюрсо” купила дистрибуторскую компанию ТД “Атриум” и сбалансировала ценовую политику. Резервуарное шампанское подорожало (по 220-300 руб. за бутылку), а классическое подешевело. Для классики “Абрау-Дюрсо” разработала две марки: премиальную “Империал” и более демократичную Viktor Dravigny (от 750 руб.). По модели французских винных домов компания стала устраивать гастрономические туры. Она открыла рядом с производством в Краснодарском крае отели “Империал”, “Круглое озеро” и Школу гастрономии, а также выпустила коллекцию одежды и аксессуаров, дизайн которой разработала актриса Рената Литвинова. Вещи продавались в фирменном московском магазине “Абрау-Дюрсо”. Затем там же появилась парфюмерия под одноименным брэндом. Титову помогла и его общественная деятельность. В 2012 г. он стал уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей. “Благодаря своим ресурсам он продвигает классические марки через административные мероприятия”, – говорит директор ЦИФРРА Вадим Дробиз.

Леонид Попович считает, что для “Абрау-Дюрсо” производить классическое шампанское – вопрос репутации, “все равно что для Mercedes выпускать Maybach”. Впрочем, производство Maybach было закрыто, а вот люксовый проект “Абрау-Дюрсо” оказался вполне рентабельным. В 2012 г. продажи Viktor Dravigny составили 1,2 млн. бутылок, “Империала” – 80 тыс. Имидж производителя дорогих вин подстегнул продажи в демократичном сегменте, которые возросли до 19 млн. бутылок – это на 20% больше, чем в 2011 г., и почти в пять раз больше, чем в 2005-м. Остальные российские производители (кроме “Цимлянских вин”) в 2012 г. сократили разлив шампанского. По словам Титова, он вложил в алкогольный бизнес $35 млн. Сумма сопоставима с годовой прибылью “Абрау-Дюрсо”. По данным ЦИФРРА, компания увеличила долю рынка с 4% в 2008 г. до 7,2% в 2012-м. Правда, попасть в тройку лидеров ей пока не удалось. (Ритейлер/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)