Глава Росалкогольрегулирования (РАР) Игорь Чуян определил основные направления работы алкорегулятора на ближайшие пять лет. После жесткой чистки оптового и производственного звена в первой половине 2011 г. он намерен взять под контроль ритейл. Во втором квартале 2016 г. кассовые аппараты всех магазинов подключат к системе учета ЕГАИС. Тогда же будут ужесточены лицензионные требования к продавцам крепкого алкоголя. В результате количество торговых точек со спиртным к 2018 г. сократится вдвое.
Создавая в 2009 г. Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), государство поставило перед ее главой, 42-летним Игорем Чуяном, две на первый взгляд взаимоисключающие задачи. Регулятор должен был очистить рынок от нелегальной продукции, увеличив тем самым собираемость “пьяных денег” в бюджет, и одновременно с этим обеспечить снижение алкоголизации населения страны. Выходец из ФГУП “Росспиртпром” Игорь Чуян решил начать с решения первого вопроса. Первая половина 2011 г. войдет в историю российского алкогольного рынка как время “большой зачистки”. Воспользовавшись тем, что почти у 80% участников рынка заканчивался срок действия лицензий, руководство РАР устроило тотальную проверку заводов и оптовиков на соответствие лицензионным требованиям. В результате с рынка были изгнаны почти четверть его участников. Однако, даже максимально зачистив поляну, Чуян не смог значительно сократить долю левого алкоголя: она, по экспертным оценкам, остается в пределах 30%. Комментируя ситуацию на рынке, один из идеологов алкогольной реформы депутат Госдумы Виктор Звагельский еще в 2010 г. выражал мнение, что без контроля за розничными продажами спиртного борьба с нелегалами не принесет результата. Как следует из проекта плана работ РАР на 2013-2018 гг., регулятор намерен взять розницу под контроль во втором квартале 2016 г. В 2014 г. в Госдуму должен будет поступить законопроект, обязывающий все предприятия торговли, имеющие лицензии на продажу алкоголя, оснастить свои кассовые аппараты доступом в систему ЕГАИС. В результате в РАР будет стекаться информация о каждой проданной через кассу бутылке водки или вина. Введение ЕГАИС не создаст проблем для предприятий розничной торговли, уверены в ведомстве. По словам представителя пресс-службы РАР, с прошлого года идет тестирование системы учета в отдельных магазинах.
“В 2012 г. состоялся тестовый запуск на ряде точек в Щелковском районе Подмосковья на базе традиционной розницы, – рассказал представитель РАР. – В этих точках стояли самые распространенные кассовые аппараты АМС-100К, которые были дооснащены GSM-модулем и сканером. Когда продукция пробивалась, сканировался штрих-код на марке, данные о котором сохранялись в записывающем устройстве на кассе, дублировались на чек и отправлялись через GSM-канал на подключенный к ЕГАИС сервер”. Cбоев в работе системы в ходе эксперимента выявлено не было, утверждают в РАР. С начала этого года тестирование оборудования проходит и в крупных сетях – “Магните”, “Дикси” и Х5. Подключение к ЕГАИС не создаст заметной финансовой нагрузки даже для небольших магазинов, уверены в РАР. Для точек, имеющих проблемы с подключением к Интернету, прорабатываются варианты передачи данных в глобальную систему – вплоть до записи информации на флэшку с последующей пересылкой в территориальные органы РАР. В крупных сетях подключение к ЕГАИС действительно не вызывает особой тревоги. Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский говорит, что члены ассоциации поддерживают любые нововведения, которые способствуют повышению прозрачности на рынке. “Некоторые сети начали плотное взаимодействие с РАР по тестированию ЕГАИС. Насколько мне известно, оно идет в нормальной динамике”, – рассказал г-н Белоновский. По его словам, компании обеспокоены лишь тем, чтобы не было технических сбоев.
Значительно больше волнуют ритейлеров планы алкорегулятора по ужесточению правил лицензирования продаж спиртного. Согласно плану работ РАР, в четвертом квартале 2014 г. в Госдуму будет внесен еще один законопроект, предусматривающий разделение лицензионных требований для продажи алкоголя крепче 28 градусов и более слабых напитков. По словам источника в РАР, такое разделение будет достигнуто путем запрета продажи крепкого алкоголя в ряде мест, где сейчас это делать можно, – например, вдоль дорог федерального значения.
Возможно повышение лицензионных требований и к оборудованию залов, где будет осуществляться торговля. В результате, по прогнозу РАР, к 2018 г. крепкий алкоголь останется в ассортименте лишь половины розничных точек, где сейчас торгуют спиртным. В частной беседе источник в ведомстве признал, что сокращение точек розничной продажи крепкого алкоголя является “компромиссным вариантом”, который может устроить как действующие предприятия торговли, так и сторонников введения госмонополии на торговлю спиртным по финскому варианту. Торговые сети опасаются, что их могут обязать оборудовать специальные закрытые залы для продажи спиртного с отдельным входом, что будет сопряжено со значительными расходами. По мнению Белоновского, если новые требования будут сопряжены с перестановками внутри магазинов, изменением выкладки и переносом товаров, то, учитывая масштабность крупнейших сетей, инвестиции в переоборудование могут оказаться весьма чувствительными. Такого же мнения придерживается генеральный директор калининградской сети “Семья” Олег Пономарев: “Если требования будут содержать в себе выделение отдельного отдела и кассы, это будет затратно и сложно реализуемо. Особенно в магазинах формата экспресс”. (РБК/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)