Согласно индексу миллиардеров Bloomberg (Bloomberg Billionaire Index), в Америке в 2012 г. на одного миллиардера стало больше. Состояние Хамида Улукая, основателя и единственного владельца компании по производству йогурта Chobani (“Чобани”) с главным офисом, расположенным в Нью-Йорке, оценивается в $1,1 млрд. Это прямое отражение растущего спроса у американцев на йогурт в греческом стиле.
Хамид Улукая родился в курдской семье в Турции. После изучения политологии в Университете Анкары в 1994 г. он переезжает в Соединенные Штаты и через три года поступает в Университет Олбани. По окончании университета он, следуя совету отца, который работал на молочной ферме, основал в 2002 г. в северной части штата Нью-Йорк компанию по производству сыра фета. Позже, в 2005 г., он приобретает принадлежавший Kraft Food Inc. и к моменту покупки закрытый завод по производству йогурта, на базе которого создает новую молочную компанию Chobani Inc. Средства на покупку завода Улукая взял в кредит в агентстве, которое оказывает поддержку малому и среднему бизнесу. Первая продукция, а именно греческий йогурт, сошла с конвейера спустя два года.
В то время в его подчинении было всего пять человек. На сегодняшний день в компании Chobani Inc., ранее известной как Agro Farma Inc., работает более 1500 сотрудников, и, согласно данным Bernstein Research, она занимает 47% рынка греческого йогурта в США. Для сравнения: в 2008 г. доля рынка составляла 4%.
Что касается продаж греческого йогурта Chobani, то это также растущий показатель. По данным исследовательской компании Bernstein Research, продажи на сегодняшний день составляют 35% от общего объема рынка йогуртов США. С 2009 г. продажи йогурта Chobani увеличились почти на 400%, приводит данные компания PrivCo, которая анализирует финансовые показатели частных компаний. Этот всплеск они объясняют тем, что американцам пришелся по вкусу греческий йогурт, который содержит меньше сахара и больше белка по сравнению с другими йогуртами. В шести унциях йогурта Chobani содержится 13 г белка.
Но Улукая не останавливается на достигнутом. Будучи №1 по продажам йогуртов в Америке, он готов вывести свой бизнес на новый уровень. В прошлом году за рекордно короткие сроки он построил в Твин-Фоллсе, штат Айдахо, завод стоимостью $450 млн. и купил молочную ферму в Австралии. Теперь его продукция представлена на таких рынках, как США, Канада, Великобритания и Австралия.
Помимо расширения мощностей Улукая добавляет новые инновационные продукты в существующую линейку йогуртов. В январе он презентовали новый Chobani Bite. Это смесь обезжиренного йогурта, которая будет поставляться в четырех вариантах. Каждый создается с использованием подлинного фильтрованного греческого йогурта, с добавлением только натуральных ингредиентов. Кроме того, он открыл первый розничный магазин в Сохо на Манхэттене – йогурт-бар, где к йогурту предлагается 10 различных комбинаций начинки и продается бутилированная вода с фирменным логотипом компании. “То, что мы пытаемся сделать, это открыть новые горизонты, когда дело касается йогуртов”, – говорит Хамид Улукая. Вместе с тем он не исключает возможности выхода в новые сегменты рынка, за пределы сегмента йогуртов. “Дело в том, что индустрия йогурта только начинает развиваться, – поясняет Хамид Улукая. – По нашим данным, спрос на йогурт в США удвоится или утроится в ближайшие три-пять лет”.
Однако успех Улукая оказался под угрозой, когда в августе 2012 г. бывшая жена Хамида Улукая Айша Гирей подала на него в суд, обвинив его в том, что она так и не получила контрольный пакет акций в компании Chobani Inc. Гирей утверждает, что дала Улукаю $500 тыс. между 1997 г. и 2003 г., чтобы помочь начать бизнес по производству сыра фета, в обмен на контрольный пакет акций в компании. Гирей утверждает, что, вместо того чтобы использовать средства для расширения сырного бизнеса, Улукая потратил часть денег на приобретение завода Kraft Food Inc. и развитие бизнеса Agro Farma Inc., поэтому она имеет право и на акции в новой компании. В исковом заявлении Айша Гирей утверждает, что Улукая присвоил ее долю в бизнесе и отказывается платить ей из прибыли компании.
Между тем бизнес Улукая идет в гору. И конкуренты пытаются сделать все для того, чтобы не отстать в гонке за потребителя. Но Улукая, сделав ставку на здоровый образ жизни, дал рынку греческий йогурт. И теперь американцы, которые стали больше заботиться о своем здоровье, заменяют сладкие смеси на греческий йогурт с меньшим количеством калорий и большим количеством белка и кальция. В этом смысле идеальной платформой, в том числе для продвижения компании, стали Олимпийские игры. В частности, йогурт Chobani выступил спонсором Олимпийских игр в Лондоне. Теперь рассматриваются летние Олимпийские игры в Бразилии в 2016 г. (Forbes.kz/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)