Компания “Бакарди Рус” заключила с более чем 120 барами России договоры, по которым новый напиток от Martini не будут продавать женщинам. Продажа будет ограничена не на время какой-либо маркетинговой акции, а всегда. В апреле стартуют продажи нового Martini, разработанного для России. Как сообщили в компании “Бакарди Рус”, он носит название Spirito и позиционируется как напиток для мужчин. Этот продукт более горький из-за полыни и двух видов перца, входящих в состав, его крепость – 33 градуса (у игристого вина Martini – 7,5 градуса, у вермутов – от 15 до 18 градусов). Дамам будут отказывать наливать Spirito в заведениях, с которыми у компании-производителя заключены договоренности о поставках, пока таких баров 120, но к старту продаж их количество увеличится.
Продажи Martini Spirito в России начнутся 10 апреля 2013 г. в других странах – только с 2015 г., рассказали представители “Бакарди Рус”. Маркетинговую стратегию напитка в компании дискриминационной не считают. – Это попытки изменить традиционную парадигму знакомств в барах, при которой мужчине приходится делать первый шаг. Девушке нужно будет попросить понравившегося кавалера купить ей напиток, – отмечают производители Martini.
Иного мнения придерживаются алкогольные эксперты и защитники прав потребителей. По мнению председателя ОЗПП “Общественный контроль” Михаила Аншакова, маркетинговая стратегия Martini, если соглашения барами будут выполняться, может привести к искам в адрес компании. Ограничение на продажу напитка женщинам противоречит действующему в стране законодательству (запрещающему продавать алкоголь лишь несовершеннолетним) и нарушает потребительские права посетительниц баров. – Надо понять, как это будет реализовано на практике. Но фактически эта стратегия будет успешной до первых отказов, потребители в таких ситуациях вправе судиться и с барами, и с производителями, – говорит Аншаков.
По словам президента Гильдии маркетологов Игоря Березина, гендерно ориентированное продвижение продукции довольно популярно в России. У Nestle есть шоколад, который продвигают как продукт только для мужчин, “Вимм-Билль-Данн” выпускает кисломолочный напиток также только для мужчин. Но в этих случаях рекомендации продавать продукцию только лицам определенного пола не выходят за рамки слоганов и рекламных роликов. Березин согласен с Аншаковым, что, если бары будут соблюдать соглашения, это будет нарушением закона и приведет компанию к штрафам. Березин считает, что “Бакарди Рус” пытается изменить целевую аудиторию Martini – в России этот напиток воспринимается как женский. С другой стороны, отмечает Березин, компания пытается укрепиться в уже захваченном сегменте аудитории. – Запретный плод сладок, достаточно вспомнить, что на фильмы “старше 16 лет” в советских кинотеатрах только и ходили те, кто моложе этого возраста, – говорит Березин. Стоит отметить, что запретительных соглашений с продовольственными сетями производитель не заключает.
Водочный брендолог Станислав Кауфман одобряет первую часть стратегии напитка, касающуюся создания “мужского” варианта Martini. – Это очень интересный ход, потому что многие мужчины любят этот напиток, но стесняются его заказывать, опасаясь показаться немужественными, – говорит Кауфман. Однако, по его мнению, не стоило строить продвижение на запрете продукта для кого-либо, это лишает компанию части возможной прибыли. – К тому же разделение продуктов по половому признаку в 99% случаев оказывается неудачным, достаточно вспомнить водку “Дамскую”, которая не пошла на рынке, – говорит Кауфман. Он убежден, что производитель пока ограничивается российским рынком, так как в Европе и США подобная стратегия повлечет судебные иски не только от потребителей, но и от многочисленных феминистических обществ. (Известия/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)