Группа НМТП и принадлежащий ей зерновой терминал НЗТ заключили соглашение с Объединенной зерновой компанией (ОЗК, входит в группу “Сумма”) о строительстве терминала по перевалке растительного масла в порту Новороссийска, сообщили компании. Мощность терминала – 2 млн. т в год, объем инвестиций в проект – 1,5 млрд. руб., уточняется в сообщении. Строительство начнется в 2014 г., ввод в эксплуатацию – 2015 – 2016 гг. Это будет второй крупный терминал по перевалке масла в портах Азово-Черноморского бассейна. Сейчас терминал для перевалки такого груза работает только в порту Тамани (принадлежит “Эфко”).

У экспорта растительного масла большой потенциал, считает гендиректор “Прозерно” Владимир Петриченко. Сейчас экспорт масла ведется через порты в бассейне Азовского моря, и очень не хватает мощного, глубоководного терминала в Азово-Черноморском бассейне, который не замерзает. Объем перевалки растительного масла через терминал “Эфко” в Тамани, по данным Петриченко, в сельхозсезоне 2011-2012 г. составлял 1,777 млн. т, из которого на подсолнечное масло приходилось 1,424 млн. т. Это большой объем, но до Украины, которая по экспорту подсолнечного масла занимает первое место в мире и вывезла в прошлом сезоне примерно в два раза больше России, нам пока далеко, делает вывод Петриченко. По данным Петриченко, сейчас основными покупателями российского масла являются Турция и Египет в силу того, что перевозится оно небольшими судами класса река-море. Появление такого терминала по хранению и перевалке масла позволит трейдерам работать с более далекими рынками Индии и Китая, считает председатель совета директоров холдинга “Астон” Вадим Викулов. По его расчетам, заявленные инвестиции в $50 млн. предполагают строительство мощностей по хранению примерно 70000 т масла, это позволит трейдерам торговать фьючерсами на масло, что опять же только увеличивает его ликвидность и повышает конкурентоспособность.

Проект строительства терминала по перевалке масла в порту Новороссийска не входил в мастер-план Группы НМТП до 2020 г. (представлен весной 2012 г.). Сейчас стивидорная компания работает над актуализацией мастер-плана на 2013-2015 гг., отмечается в материалах НМТП. Он будет включать проекты, не вошедшие в стратегию до 2020 г.: помимо проекта по строительству новых мощностей по перевалке масла, это терминал по перевалке удобрений (1 млн. т в 2013 г.), автомобилей (30 000 в 2013 г., в 2014-2015 гг. объем перевалки вырастет в 2-3 раза), угля (до 1,5 млн. т в 2013 г.) Объем инвестиций до 2015 г. составит $120 млн, до 2020 г. в расширение мощностей планируется вложить $1 млрд. Стремление к диверсификации грузовой базы НМТП понятно, констатирует гендиректор Infranews Алексей Безбородов: перевалка нефти (обеспечивает треть выручки для НМТП) не растет, поэтому нужно привлекать в порт другие высокомаржинальные грузы, отмечает Безбородов. Рентабельность компаний, работающих с маслом, от производителей до экспортеров и переработчиков, выше в 1,5-2 раза, чем компаний, занимающихся зерном. Сейчас, по данным Петриченко, тонна сырого масла наливом (FOB Черное море) стоит $1160-1180. По данным индекса “СовЭкон”, стоимость тонны масла внутри российского рынка недавно составляла 35600 руб. и снизилась на 575 руб. (Крестьянские ведомости/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)