Проектом закона РК “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования зернового рынка” предусмотрено увеличение кратности проверок хлебоприемных предприятий (ХПП), сообщил вице-министр сельского хозяйства РК Муслим Умирьяев. “Законопроектом предусматривается внесение в закон РК “О государственном контроле и надзоре РК” поправок в части увеличения кратности плановых проверок в области зернового рынка и увеличения кратности плановых проверок хлебоприемных предприятий”, – сказал М. Умирьяев на презентации законопроекта. По его словам, по действующему законодательству плановая проверка хлебоприемных предприятий проводится 1 раз в полгода при высокой степени риска. “Данный интервал позволяет хлебоприемному предприятию, совершившему правонарушение, привести в порядок документацию и в случае необходимости восстановить недостающие объемы зерна. При этом проведение внеплановых проверок ХПП реализуется на основании обращения физических и юридических лиц”, – добавил он.
М. Умирьяев отметил, что анализ действующей системы зерновых расписок свидетельствует о наличии в последние годы фактов, снижающих надежность и ликвидность зерновой расписки как ценной бумаги и системы зерновых расписок в целом. По информации комитета госинспекции в АПК министерства сельского хозяйства (МСХ), в 2008-2010 гг. государственными зерновыми инспекторами выявлены факты недостачи давальческого зерна, выписки расписок на несуществующие объемы зерна, а также выявлены факты подделок зерновых расписок. “Необеспеченных зерновых расписок было выписано на объем более 55 тыс. т, недостача составила более 180 тыс. т. Имеются факты подлога сведений, содержавшихся в книгах учета зерна, отсутствует эффективная система мониторинга движения зерна на хлебоприемных предприятиях”, – проинформировал вице-министр. Согласно пояснительной записке к законопроекту, предусмотрено внесение изменений и дополнений в ряд законодательных актов РК в части совершенствования системы электронных расписок и системы временного управления хлебоприемным предприятием или хлопкоперерабатывающей организацией. Документ направлен на совершенствование законодательства в сфере зернового рынка, которое позволит обеспечить эффективное функционирование всей системы соответствующих законодательных и подзаконных актов. Эта система, основываясь на принципах и положениях Конституции РК, а также едином терминологическом подходе, будет способствовать обеспечению защиты интересов держателя зерновых расписок и ее частей.
В целях обеспечения законности и обоснованности вмешательства в деятельность хозяйствующего субъекта со стороны должностных лиц законопроектом предусматривается введение судом временного управления хлебоприемным предприятием или хлопкоперерабатывающей организацией. Принятие законопроекта предполагает возможный прогноз увеличения затрат одного хлебоприемного предприятия (с технической вместимостью 100 тыс. т) на сопровождение системы электронных зерновых расписок в среднем Т0,1 млн. в год и электронных весов порядка Т0,9 млн. в год. Кроме того, в случае отсутствия электронных весов у хлебоприемного предприятия, единовременные затраты на их приобретение составят в среднем Т22 млн. Указанные изменения не повлекут за собой значительного увеличения тарифа за хранение и, соответственно, стоимости зерна. Принятие законопроекта не повлечет отрицательных социально-экономических, правовых последствий и не потребует дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета. По данным МСХ, институт зерновых расписок введен в Казахстане с 2001 г. (Форбс/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)